Дипломатические дрязги между Литвой и Китаем, развязанные по инициативе Вильнюса, можно назвать самым глупым международным скандалом 2021 года. Прибалтийская страна на данный момент является единственным государством Евросоюза, решившимся открыть экономическое представительство, в юридическом адресе которого присутствует слово Тайвань.
КНР взбешен. Такой шаг противоречит политике "единого Китая". Правящая Компартия заявила – "красные линии" грубо нарушены. Едва литовцы стали учить китайцев соблюдению прав человека в Поднебесной, исход противостояния был предопределен.
Хороший старт, бездарный финиш
"Они еще на коленях приползут мириться", – в начале осени моделировал поведение азиатских коммунистов глава литовского МИД Габриэлюс Ландсбергис, с высоко поднятой головой гулявший по брюссельским коридорам. Министр купался в лучах славы. Ото всюду его похлопывали по плечу, благодарили за проявленную смелость и принципиальность в проведении международной политики, основанной на ценностях.
"Нельзя идти на поводу китайской формулы "Сотрудничаем, где возможно, конкурируем, где обязаны". Это очень плохая формула. Идти у коммунистов на поводу нельзя", – вещал Ландсбергис с европейских трибун, прислушиваясь к заокеанским овациям. Оттуда звучали аплодисменты и крики "Бис!".
Как это часто бывает, очевидцам спора "моськи и слона" быстро стало ясно, кто есть кто. Спустя два месяца с начала скандала трезвые литовские головы схватились за калькуляторы – Вильнюс стал экономически проигрывать партию.
Еще спустя месяц председатель Центробанка Гедиминас Шимкус в докладе о прогнозах на 2022 год вынужденно признал – инфляция и рост розничных цен в том числе связаны с литовско-китайскими отношениями.
"Из-за большой неопределенности в сфере геополитики с Китаем [любые прогнозы] мы оцениваем, как риск. То, что видим, о чем говорят в общественном пространстве, на что жалуются ассоциации предпринимателей, это применение необъявленных санкций, масштабы которых не названы и не оценены. Поэтому сказать, каким будет эффект, невозможно. Если оценивать прямое воздействие, которое есть, что не остается экспорта в Китай, то это ограниченный масштаб. Но это воздействие может быть достаточно чувствительным".
Цитата длинная, путаная, но смысл понятен: пора прекращать опасные игры, иначе будет совсем плохо.
Вице-президент национальной конфедерации промышленников Марюс Дубниковас усиление экономического прессинга со стороны КНР оценивает так: "обойтись без разного рода электромашин, механической техники, оптики, фотооборудования, точных приборов из Китая невозможно. Наш импорт равен 1,2 млрд евро, это огромная зависимость".
Когда Дубриковас говорил о прессинге, он даже не догадывался, какой масштаб приобретет давление. В середине декабря появилась совсем грустная новость – немецкие инвесторы могут закрыть заводы в Литве, если "не появятся конструктивные решения, способные восстановить экономические отношения Литвы с Китаем".
Проблемы уже возникли у производителей лазерного оборудования, автомобильных деталей, удобрений и обогащенных торфяных масс. "Не можем расширять бизнес, поскольку не получаем необходимых компонентов из Китая. Нет возможности отправлять туда готовую продукцию", – письмо с такими заключениями и выводами руководители немецко-балтийского торгового дома положили на столы литовских вождей.
Немецкие инвесторы – не какие-нибудь мелкие лавочники, а, например, авторитетные гиганты автопрома Hella, Continental, другие известные в своих отраслях бренды. Германия четвертый по масштабам инвестор в Литве. Ее прямые инвестиции оцениваются в 1,45 млрд евро. Бегство из страны солидных инвесторов – очень дурной, заразительный для других знак, способный повлечь за собой непредвиденную лавину, за которой последует неминуемый крах.
По этой причине в высоких кабинетах МИД схватились за голову: "дипломатическое решение должно быть найдено, и мы его ищем".
Компромисс по-литовски
Из Пекина домой для консультаций отозвана временный поверенный в делах посольства Литвы в Китае Аудра Чяпене. Дипмиссия продолжает работу удаленно. МИД указывает, что Вильнюс готов продолжить дискуссии с КНР и возобновить работу посольств в полном объеме после достижения взаимоприемлемой договоренности.
"В настоящее время обсуждаются технические условия представительства Литвы в Китае и представительства Китая в Литве в ожидании решения КНР о продлении аккредитации литовских дипломатов в Пекине", – подчеркнуто в пресс-релизе внешнеполитического ведомства.
Одновременно правительство Литвы декларирует намерения подготовить средства, поощряющие литовских предпринимателей искать рынки и сотрудничать с демократическими государствами. Из чего следует простой вывод – в кабинете министров Ингриды Шимоните не слишком обольщаются результатами очередной попытки выправить ситуацию.
В МИД тоже тревожно. С петлей на шее чиновники и его глава продолжают верить в поддержку со стороны Европейского союза.
Брюссель предаст
22 декабря Габриэлюс Ландсбергис вдруг заявил: Европейский союз обязан в один голос четко дать понять Китаю о солидарном ответе, если тот не прекратит атаки на Литву. В ответ на осторожные голоса об отсутствии у ЕС единой позиции в конфликте Вильнюса с Пекином хозяин внешнеполитического ведомства амбициозно отрезал:
"Единство имеется. Оно создается. Перед нами новый прецедент. Такие механизмы со стороны третьих стран никогда прежде против члена ЕС не использовались. Брюссель обязан сказать, что у него есть ответ".
Надо отметить: европейцы, особенно немцы и французы, не слишком понимают затеи литовцев на китайском направлении.
Размолвки начались, когда официальный Вильнюс первым среди членов ЕС вышел из формата 17+1, в котором 17 – европейцы, 1 – китайцы. Литва исходила из того, что Пекин использует формат 17+1 исключительно для раскалывания Европы, реальная экономическая польза от сотрудничества ничтожная.
Вильнюс уходил в надежде на единство и солидарность ЕС. Считалось, что сообщество единогласно поддержит хлопнувших дверью. Но произошла ошибка. Партнеры по континенту литовцев не услышали. В итоге Вильнюс оказался в дураках – кроме него никто не захотел беспочвенно портить отношения с КНР.
После предательства союзников глава МИД все-таки надеется на солидарную антикитайскую отповедь Брюсселя. Верят ли в европейскую поддержку в самой Литве? Увы, как пишут раздраженные эксперты, "ЕС абсолютно плевать на заклинания Ландсбергиса":
"Перед тем, как начинать странные игры с Китаем, нужно было заручиться поддержкой Европы, если вдруг из-за дурости литовских правящих у страны начнутся проблемы. Мы не информировали Брюссель об антипекинских шагах. Почему сейчас ЕС должен впрягаться? Идиотские планы".
Грубовато, но справедливо: Литва абсолютно заигралась. Финал состоится в 2022 году. Одна из двух столиц окажется на лопатках. Букмекеры оценивают шансы, как 99 к 1, но не говорят, в пользу кого.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.