Все шишки на канцлера: политэлита Литвы не может простить Меркель звонок в Минск

Канцлер ФРГ Ангела Меркель
© AP Photo / Markus Schreiber

Светлана Круглова

Нет сомнений, что уходящая с поста канцлера ФРГ Ангела Меркель надолго останется в памяти европейцев. Запомнят ее и в Литве – как даму, из-за которой все поссорились.

Европейцы уже забыли, как две недели назад фрау Ангела Меркель из Берлина звонила в Минск – рядовое, по меркам прагматичного Запада, событие. Но как оно продолжает "плющить" литовских политиков!

Президент занимается внешней политикой, МИД – дипломатией. Для всех государств формула является аксиомой, только для Литвы – теоремой, требующей доказательств. С середины ноября поисками правильного ответа в стране заняты политэлита, экспертное сообщество, пресса. То есть все, в чьи функциональные занятия внешняя политика не входит.

Между тем, дело выеденного яйца не стоит. ИО канцлера ФРГ сочла необходимым поговорить с президентом Александром Лукашенко о гуманитарном кризисе в Восточной Европе, разразившемся из-за неконтролируемой миграции через так называемый "северный коридор".

О планируемом звонке заблаговременно оповестили партнеров Германии на уровне первых лиц. В Литве информация попала на стол Гитанаса Науседы. Он ее по рекомендации советника Асты Скайсгерите "зажал".

В итоге для местного истеблишмента телефонный звонок из Берлина в Минск стал шоком. "Как можно вероломно ломать европейское антибелорусское единство и вступать без всяких условий в диалог с диктатором?".

Второй вопрос – "с чего вдруг Науседа, вопреки официальной позиции Вильнюса, одобряет начало переговоров, абсолютно поддерживая позицию канцлера? Нет ли здесь тайного сговора, подобного мюнхенскому 1938 года, и предательства национальных интересов Литвы?".

Две погасшие звезды

В программе Aktualusis interviu радиостанции Žinių radijas ("Радио новостей") над решением теоремы бились физик-неудачник Андрюс Кубилюс (премьер в 2008–2012) и реставратор Гедиминас Киркилас (премьер в 2006–2008). Консерватор и соцдем нашли общий язык: глава государства в сложной ситуации поступил крайне неграмотно, чем нанес ущерб внешней политике, базирующейся на демократических ценностях.

"[Владимиру] Путину удалось одурачить Меркель и президента Франции Эммануэля Макрона, которые прислушались к совету Кремля напрямую общаться с Минском ради разрешения кризиса беженцев. Поддержав диалог, Науседа оказался среди полезных Москве идиотов", – сокрушался депутат Европарламента Кубилюс.

Литовские консерваторы как никогда едины: "завязанные Германией переговорные узелки не отвечают целям внешней политики ФРГ. Получив неожиданную поддержку, антинародная белорусская власть может считать себя легитимной, что опасно для будущего той страны".

Правые продолжают связывать надежды со сменой власти в Белоруссии. Верить можно во что угодно. Но хорошо бы понимать и признавать очевидное: из кейса документов, подписанных руководителями РБ и РФ в Москве, следует – время госпереворотов и уличных волнений в Белоруссии закончилось безвозвратно. В формате Союзного государства никто не позволит безнаказанно устраивать провокации на его окраинах.

К сожалению, этот вывод не очевиден для Кубилюса и Гедиминаса Киркиласа, которого больше беспокоят отношения с Польшей. Ее президент категорически не поддержал инициатив Меркель. Прежде единые точки зрения Варшавы и Вильнюса разошлись в самый неподходящий момент.

"Ничего хорошего для Литвы это не сулит", – прогнозирует старый коммунист. – "Это кризис внешней политики. Президентура, парламент и кабинет оказались каждый сам по себе. Всякая координация в "верхах" отсутствует, что говорит о государственной немощи. Зарубежные партнеры уже не понимают, с кем можно, а с кем бессмысленно беседовать в Литве".

Тяжко быть "путиноведом"

Так и не предложив ничего путного по существу вопроса, гости радиопередачи пересели на любимых коньков. "Российский лидер стал очень нервным (не физически, а политически), белорусский диктатор – озлобленным. Оба боятся демократических процессов в своих странах", – интриговал Кубилюс. Среди литовской политэлиты так принято – выдавать желаемое за действительное. Вот и на этот раз обошлось без фактов.

Киркилас же сказал, что возможна на Донбассе "открытая агрессия" из России.

Опять пальцем в небо. Как известно, президент РФ подписал документ, согласно которому предприятиям Донбасса разрешено участвовать в государственных закупках. Не нужно ни армии, ни "Искандеров" с "Калибрами". Стоит лишь краешком ущемить экономические интересы РФ в том регионе, как ответный ход случится незамедлительно.

Складывается стойкое мнение, что литовские политики пользуются газетными сплетнями, основополагающих документов не читают, а если читают, то не в состоянии делать правильные выводы. Как иначе объяснить постоянное пережевывание уже прожеванной манной каши?

Уходящая канцлер Германии продемонстрировала пример дальновидности – вовремя сделала во всех смыслах выгодный для своей страны шаг, набрав телефонный номер Александра Лукашенко.

К аналогичному шагу морально готов и президент Литвы, но его по рукам связывают местные политические маразматики, мыслящие категориями конца ХХ века и совсем не понимающие реалий конца 1/4 XXI столетия. Науседу пугают "выросшей после переговоров Минска с Берлином и Парижем (хотя грамотнее говорить о телефонных звонках из Берлина и Парижа в Минск) активностью белорусских пропагандистов".

У страха глаза велики. Если на состояние межгосударственных отношений могут оказывать решающее влияние "пропагандисты", грош цена таким связям. К счастью, на континенте достаточно влиятельных политических игроков, прагматично взвешивающих "за" и "против" на фоне национальных интересов.

Что касается "солидарности, единой позиции", это все придумано для горластых, но невлиятельных отставных говорунов уровня Кубилюса и Киркиласа.

Кадры решают все

В борьбе против отжившего президенту Литвы приходится нелегко. Во-первых, трудно отыскать молодых, одаренных и перспективных ТОП-менеджеров. В отличие от России и Белоруссии, где успешно работают Академии президентов, в Вильнюсе подобной кузницы нет.

Со времен Дали Грибаускайте ситуация лучше не стала. Ей пришлось формировать команду из людей Витаутаса Ландсбергиса.

Обитатели пулеметного гнезда (как иначе, ведь кругом враги!) с мышлением хуторских интеллигентов ее вполне устраивали. Даля царила на этом невыразительно-сером фоне. Стоило выйти в люди человеку неординарному и одаренному, например, главам МИД и Минэнерго Вигаудасу Ушацкасу и Ярославу Неверовичу, как глава государства ставила крест на карьерах самородков – конкуренты ей были ни к чему.

Науседе именно лидеры нужны, чтобы инициативно работали, а не просиживали штаны на бесполезных заседаниях и совещаниях. Но пока в кадровой политике президенту приходится обходиться наследством прежних лет.

К лучшему ситуация меняется незаметно, по чуть-чуть. Тем не менее, политики старой школы чувствуют, как почва ускользает из-под ног. Отсюда жесточайшая критика любого им непонятного или неприятного телодвижения главы государства. "Война амбиций" в Литве в разгаре.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме