Американская журналистка Сильвия Фоти, которая является внучкой литовского нациста Йонаса Норейки, рассказала в своей книге о пути к правде. Почти всю свою жизнь она считала его борцом за независимость Литвы от "советской оккупации".
"Моя мама и бабушка часто говорили о нем. Они сказали, что он был героем в Литве, что его пытали в тюрьме КГБ и он умер за независимость Литвы. Фото деда висело на стене столовой. Хотя он умер за 14 лет до моего рождения, его душа всегда была жива в нашем доме", – заявила Фоти в интервью LRT.
Женщина отметила, что ей рассказывали в американских школах о холокосте, но не знала, что Литва к этому имеет отношение. Впервые ей рассказали о негероических поступках Норейки, когда журналистка посетила литовскую школу, названную в честь ее дедушки.
Тогда директор сообщил женщине, что у него проблемы из-за названия школы, которое возмутило еврейскую общину. А на вопрос Фоти, что им не нравится, директор рассказал ей об участии Норейки в убийстве евреев.
Вначале она не могла поверить в такие подробности. Не поверили в это и литовцы Чикаго, которые и вовсе назвали обвинения в адрес нациста "коммунистической пропагандой". Но десять лет спустя Сильвия все-таки решила узнать всю правду о своем дедушке.
"Я журналист. Поиск истины был для меня очень важен. Пусть будет больно, но я все равно хочу знать, что произошло", – сказала Фоти.
По ее словам, для того, чтобы смириться с историей своей семьи, Сильвии потребовалось 20 лет. Она пыталась забыть все шокирующие подробности, но не смогла. Теперь она считает Йонаса Норейку "националистом, который думал, что евреи – враги Литвы и что их убивать – хорошо". При этом женщина добавила, что "все еще любит его душу, но не его грехи".
Кроме представлений о своем дедушке, у Фоти изменились взгляды на Литву. С детства она гордилась своими корнями и считала Литву раем. Но позже она была сильно удивлена не только темными фактами в истории страны, но и тем, что прибалты не признают эти страницы своей истории.
"Когда я начала писать эту книгу, я заметила, что есть две версии истории. Есть литовская и еврейская версии Второй мировой войны, и они совершенно разные", – сказала женщина.
Фоти подытожила, что ее дедушка не должен называться героем. А все памятники должны быть убраны с улиц и перемещены в музеи, где говорилось бы и о его борьбе с советской властью, и об участии в Холокосте.
"Генерал Ветра"
Йонас Норейка ("Генерал Ветра") – литовский националист и антисемит, вступивший в Литовский фронт активистов в 1941 году. Сразу после немецкой оккупации Литвы он присоединился к полицаям и участвовал в погромах и убийствах евреев.
Затем стал главой Шяуляйского уезда. По его приказу в Жагаре было создано гетто, куда согнали всех евреев с окрестных районов. Через несколько месяцев все они были уничтожены.
В начале 1946 года Норейка участвовал в создании Литовского народного совета", где его признали "верховным командующим силами подполья". Но через некоторое время его задержали сотрудники МГБ СССР, после чего казнили за сотрудничество с нацистами и военные преступления.
Усилиями литовских властей в Литве установлены памятники и мемориальные доски в честь "Генерала Ветра", что вызывает возмущение у простых литовцев и общественных деятелей. В апреле 2019 года адвокат Станисловас Томас демонстративно разбил мемориальную плиту Норейке, а потом сам сообщил в полицию об этом. Правда, позже плиту восстановили.