По литовским понятиям: почему бывшие уголовники смогут отныне работать в полиции

Полицейские в Вильнюсе
© Sputnik / Владислав Адамовский.

Правительство Литвы приняло неоднозначное решение: бывшие преступники смогут отныне занимать должности в полиции. Кто теперь наденет погоны?

Накануне правительство Литвы приняло решение, утвердив его без каких-либо обсуждений: должностными лицами в полиции, на таможне и других органах могут стать не только профессионально подготовленные кадры, но и бывшие уголовники. Отмечается, что предложение внесло Министерство внутренних дел страны, и теперь, после его принятия, правительство будет требовать одобрения Сейма.

Если постановление правительства будет принято, то легкие и тяжкие преступления (правда, только после отбытия наказания, исчезновение судимости через пять лет после приговора суда) не будут препятствием для работы даже сотрудником полиции или таможни. 

Иными словами, осужденные не только за воровство и разбой, но и за тяжкие преступления – подстрекательство к самоубийству или даже жестокое обращение с несовершеннолетними – смогут получить погоны. 

Однако остается категория лиц, которым путь в органы останется закрытым. Речь идет о тех "лицах, которые были признаны виновными в тяжком или очень тяжком преступлении или умышленном преступлении против общества".

Член комиссии Сейма по вопросам правопорядка Юлиус Сабатаускас убежден, что и у правоохранительных органов, и у их представителей должна быть безупречная репутация, потому что только они могут оценивать действия других людей.

"Наша логика всегда заключалась в том, что безупречная репутация возможна только для человека, который никогда ни в чем не был уличен. Следуя этой логике, были приняты законы для судей, военных, полиции, пограничников и тому подобное. То есть чиновник, оценивающий поведение другого человека в связи с административным правонарушением, уголовным правонарушением, уголовным правонарушением, никогда не ошибался", – подчеркнул Сабатаускас.

Иного мнения придерживается адвокат, бывший депутат Римас Андрикис. По его словам, необходимо учитывать тяжесть преступления. Он особо отметил, что даже для президента, снятого в порядке импичмента, наказание не действует пожизненно. При этом, по его словам, в стране наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров, поэтому не стоит ограничиваться лишь профессионалами.

"Кроме того, в полиции требуются не только офицеры, которые могут определять судьбы других людей, но и, например, кинологи", – добавил адвокат. 

Уголовники "легкой" и "средней" тяжести

Какие все-таки уголовники, по мнению правительства, могут претендовать на работу в органах?

Так, согласно Уголовному кодексу, преступлениями легкой тяжести считаются те, что предусматривают от трех до шести лет лишения свободы. Правда, если кодекс предусматривает 2–10 лет лишения свободы, как, например, за торговлю людьми, это уже считается тяжким преступлением, даже если суд назначит наказание по нижней границе срока (верхний предел превышает шесть лет).

Вот лишь несколько примеров статей, осужденные по которым сами могут ловить преступников: убийство в состоянии аффекта до шести лет, доведение до самоубийства до четырех лет, принуждение к половому акту до трех лет, жестокое обращения с несовершеннолетним в возрасте до 16 лет – до пяти лет лишения свободы.

Ссылки по теме