Ведущие литовские СМИ, агентства BNS, ELTA молниеносно оповестили: в Брюсселе недовольны политикой Вильнюса в отношении нелегальных мигрантов. Неприятности следуют одна за другой.
Покойный Сергей Довлатов, доведись ему писать на подобную тему, начал бы изящно: Брюссель повернулся к Вильнюсу красивым местом, которое начинается там, где заканчивается спина.
Я (автор Игорь Черников – прим. Baltnews), напишу более прозаично: еврокомиссарша по внутренним делам шведка Ильва Юханссон вызвала на ковер представителей Литвы и, не выбирая тона, высказала Аушре Семашкене и Симонасу Шатунасу массу претензий к проводимой Вильнюсом политике в отношении нелегальных мигрантов.
Похоже, обитатели земли Девы Марии (официальное название средневековой Ливонии – прим. Baltnews) так надоели Европейской Комиссии (ЕК) постоянным клянченьем денег и абсолютным нежеланием самостоятельно решать внутригосударственные проблемы, что в Брюсселе решили жестко приструнить официальный Вильнюс.
Наши беды – ваши беды. Ваши беды – ваши беды
В Литве привыкли считать так: любые национальные тяготы должны равномерно ложиться на плечи всех стран-членов Европейского сообщества. Поэтому из Вильнюса, не стесняясь, заявляют: кризис мигрантов, с которым столкнулась Литва – это проблема всего ЕС.
Симонас Шатунас так и заявил еврокомиссарше: давайте против белорусской гибридной атаки бороться сообща. Пригласим к диалогу председательствующую в Совете Европы Словению, заинтересованных в скорейшем разрешении кризиса Латвию и Польшу, сообща выработаем стратегии на краткосрочную и долгосрочную перспективы.
Но в этот момент нашла коса на камень. Лицо госпожи Юханссон налилось кровью. Дама вспылила и назвала литовцев бесчеловечными негодяями, которым абсолютно не жалко несчастных мусульманских детей и женщин, застрявших у белорусско-литовской границы. "Они там умирают, а вы только совещаетесь, не принимая кардинальных решений", – так гневно бурлила суровая скандинавская натура шведки, что за дверью кабинета было слышно.
В качестве справки: у членов Европейской Комиссии взгляды меняются в зависимости от погоды. В конце лета Юханссон признала "гибридную атаку" со стороны Минска. Будучи в Вильнюсе, заявила следующее: "Это не миграционный кризис – это акт агрессии". С наступлением осенних дождей, листопада, слякоти и проблем на газовом рынке чиновница ЕК подчеркнула: никакой атаки в природе не существует, есть только литовская лень, помноженная на неумение работать.
Смена поколений: худшие меняют плохих
Как и всюду в мире, в Литве произошла поколенческая смена власти. Помнившие правила игры в эпоху холодной войны ушли. Их места заняли молодые и циничные. Глава МИД Габриэлюс Ландсбергис, глава МВД Агне Билотайте, председатель парламентского Комитета по национальной безопасности и обороне (КНБО) Лауринас Касчюнас, все другие литовские политики за небольшим исключением - из когорты неореформаторов, думающих по-шариковски: жить нужно без оглядки в прошлое.
Политику государства в отношении беженцев неопытное правительство Ингриды Шимонте (все названные нами фамилии относятся к "сливкам" консервативной партии "Союз Отечества – Христианские демократы", которая по сути и создала миграционный кризис в Литве) решило писать с чистого листа.
В итоге получила беспорядки в центрах содержания нелегалов и скандальный доклад группы контролеров Сейма, доказательно обвинивших страну в грубых нарушениях прав беженцев и в бесчеловечном к ним отношении.
Увы, он не стал единственным оскорбительным для Литвы документом. Директор Frontex Фабрицио Леггери опубликовал отчет своих подчиненных. Они тоже утверждают, что в отношении мигрантов нарушаются европейские конвенции и другие документы, депутатами Сейма давно ратифицированные. Сегодня другие народные избранники в своих интересах интерпретируют статьи и параграфы международных договоров, навязывая ошибочные взгляды и коллегам по ЕС.
К слову, Литву критикуют на всех уровнях, включая ООН. Соответствующий обзор подготовила комиссия генерального представителя организации по делам беженцев. Красный Крест так же выразил озабоченность провалами литовских чиновников в работе с беженцами.
Доклады оказались бомбами. Спикер Сейма Виктория Чмилите в отместку решила уволить действующих парламентских контролеров и набрать других. Наверное, управляемых и услужливых – такое в Литве практикуется часто.
Но что делать с нелегалами? Глава МИД Ландсбергис видит единственный выход в том, чтобы всех поголовно отправить домой. План неплох, но на его реализацию нужно минимум 4 млн евро, по тысяче на каждого незаконно пересекшего белорусско-литовскую границу.
Денег у литовцев нет. Они есть у еврокомиссарши по внутренним делам, однако прижимистая Юханссон не торопится делиться, считая, что Вильнюс такую мелкую сумму способен отыскать, если хорошо поскребет по сусекам.
Босс МВД Билотайте в растерянности. Она "чуть ли не с ложки кормит" каждого беженца, а проблем меньше не становится. Премьер Шимоните оправдывается тем, что предыдущие правительства не сталкивались с наплывом беженцев, поэтому мало заботились о неприкосновенности границы и создании подходящих условий для мигрирующих выходцев из Африки, Центральной Азии и других регионов.
Переселенцам просто не повезло. В Литве им довелось напороться на молодую политическую поросль, привыкшую считаться исключительно с собственными капризами и провинциальными взглядами на мироустройство. Пойди нелегалы иным путем, например, через Грецию или Хорватию, давно пили бы баварское.
Бесплодные поиски солидарной поддержки
Работающий в Вильнюсе американский политолог Кястутис Гирнюс считает, что поиски солидарных подходов, которыми заняты президент Гитанас Науседа и министр внутренних дел, бесплодны. Евросоюз посчитал достаточной помощью взнос в 37 млн евро в фонд разрешения миграционного кризиса. Европейские столицы по собственной инициативе выделили кто палатки, кто матрасы с одеялами, кто генераторы и стулья.
На этом участие партнеров можно считать исчерпанным. Литве на большее лучше не рассчитывать. Когда в 2015 году миллион беженцев наводнил ЕС, Венгрия и Литва тут же заявили: это беда Германии, мы ни при чем, заниматься чужими проблемами не станем. Тогдашний премьер Саулюс Сквернялис расщедрился и согласился разместить "до 10 мигрантов, но только тех, кто соответствует литовским культурным традициям и является христианином".
Альгирдас Буткявичюс, в 2015 году руководивший кабинетом министров, поправил премьера и согласился приютить "группу из 40–50 человек".
"Литва вела себя постыдно, отказывая Германии, Греции, Италии и Хорватии в помощи. Какой ответной солидарности она ждет?", – резонно вопрошает Гирнюс. Он напоминает, что в минувшем мае в Испанию из Марокко прорвались 8000 нелегалов, но Литва вновь сделала вид, что испанские дела ее не касаются. Однако, когда начался пожар в собственном доме, в Вильнюсе забили во все колокола, напирая на солидарность как основополагающий принцип существования ЕС.
"Так солидные столицы не поступают", – резюмирует Кястутис Гирнюс. Довлатов, возможно, метафорично уточнил бы, кто именно так поступает.
Политолог и покойный писатель совершенно правы: желание нищих азиатов и африканцев оказаться в богатой Европе настолько велико, что Науседа напрасно расходует энергию. Ему быстрее и выгоднее научить госаппаратчиков, включая министров, не плевать в колодец, из которого, возможно, вскоре предстоит испить.
Но как раз этого литовские неореформаторы пока не понимают. Возможно, Брюссель научится системно отправлять Вильнюс туда, где он и должен находиться со своими провинциальными взглядами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.