"Гражданин соврамши": в сказки Литвы о "райской жизни" мигрантов не верят даже дети

Лагерь беженцев в деревне Веребежай, Литва
© AP Photo / Mindaugas Kulbis

Александр Левин

В Литве разразился очередной скандал. На этот раз – из-за смерти в лагере для беженцев 11-летнего мальчика. Показания участников инцидента не сходятся.

События в литовском центре размещения беженцев в небольшом городке Рукла вновь привлекли внимание к проблеме беженцев. Там случился стихийный протест среди мигрантов. Сотрудники правоохранительных органов с протестующими мигрантами особо не церемонились, применив против них слезоточивый газ. (Можно себе представить, какая буря возмущения, какой вой дружно поднялся бы в Западных СМИ, произойди нечто подобное в России или Белоруссии.)

Так, что же могло вызвать волнение и протесты беженцев, которые, по идее, ничего кроме благодарности к "гостеприимно" приютившей их Литве испытывать не должны? Искрой, из-за которой детонировал социальный взрыв в лагере беженцев в Рукле, стала смерть 11-летнего мальчика.

Стороны конфликта выдвигают диаметрально противоположные версии. Беженцы утверждают, что ребенка убила полиция, применив электрошокер, а его отца арестовали при попытке бегства в Германию. Глава центра размещения беженцев Беатриче Бернотене, напротив, уверяет всех, что смерть ребенка к беспорядкам не имеет никакого отношения.

Она заявила, что тяжело больной ребенок находился со своим отцом в стационарном здании центра, и они жили в просто замечательных условиях: имели отдельную комнату с туалетом и душем. Остальные мигранты, семьи с детьми находятся и в этом здании, и в соседних модульных домах.

Всего в лагере в Рукле содержится порядка 60 несовершеннолетних. По словам чиновницы, отец ребенка сообщил работнику центра, что состояние его сына ухудшилось, сотрудник вызвал скорую помощь, которая отвезла сына с отцом в медицинское учреждение, но позже ребенок скончался.

Ребенок прибыл в Литву, будучи инвалидом в результате травмы, которую год назад он получил на родине. По словам Бернотене, мальчику оказывали регулярную помощь и сотрудники центра, и медики, а с его отцом работал психолог. Бернотене выразила отцу соболезнование в связи с потерей ребенка и сообщила, что похороны центр берет на себя.

Такая "благостная картина" как-то не вяжется с происходящими событиями. После акции протестов мигрантов в Рукле из лагеря бежали более 20 иностранцев. Некоторых поймали, но 13 человек все еще находятся в розыске. Беженцы в запале расшатывают заграждения, скандируют на английском языке: "Freedom! Freedom" ("Свободу! Свободу!"). Интересен и тот факт, что к протестующим присоединяются и жители близлежащего лагеря.

Так что же может заставить людей, которые живут почти что в "райских условиях" – с отдельным душем и туалетом и с медицинским обслуживанием, – так яростно протестовать и огорчать своих "благодетелей"? Очевидно, реальная картина значительно отличается от той благостной идиллии, которую яркими красками нарисовала директор центра.

"Мы реагируем на каждую ситуацию, мы оказываем необходимую помощь и предоставляем больше консультаций и мы платим за дополнительные консультации, чтобы помочь людям. Но сейчас ситуация такова, что у этих людей нет медицинской страховки", – говорит Беатриче Бернотене.

Кто же мог ожидать, что мигранты, бегущие из своей страны, не приобретут заранее медицинские страховки? Директор центра, по всей вероятности, не понимает анекдотичности своих ответов. А вот на вопросы журналистов о том, сколько правоохранителей было задействовано против мигрантов для подавления бунта и какие они принимали меры, госпожа Бернотене отвечать отказалась.

Реальная картина жизни мигрантов в литовских лагерях большим секретом не является. Многие зарубежные СМИ их открыто сравнивают с концлагерями. Испанское издание Las Republicas сообщает, что такие лагеря строятся посреди лесов, люди сталкиваются с нехваткой еды, изоляцией, различными заболеваниями, тяжелыми погодными условиями, унизительным обращением. Поэтому мигранты и пытаются из них бежать при первой возможности.

Однако беженцы для Литвы это не только проблема, ведь везде можно найти свои положительные стороны. Благодаря им у Вильнюса появились дополнительные возможности давления на Евросоюз с целью получения большей финансовой помощи. Премьер-министр Ингрида Шимоните заявила, что власти Литвы поднимали и будут поднимать этот вопрос. Фактически сегодня Литва позиционирует себя как "рыцаря-защитника" Европы, который грудью заслоняет ее от нашествия мигрантов с Востока.

"Те страны – члены Евросоюза, которые находятся на границах ЕС, неважно, на восточной или южной границе, через которые проходит нелегальная миграция, должны получить больше общей солидарности и внимания Европейского союза к мерам, которые необходимы для охраны границы", – сказала она.

Так что благотворительность – благотворительностью, а денежки – по расписанию. Сколько из этих сумм будет потрачено на строительство забора на белорусской границе, на содержание беженцев – это уже внутренние вопросы, которые толком в Брюсселе никто не контролировать не будет.

Что-что, а выколачивать деньги из Евросоюза прибалтийские политики научились. Это даже выгоднее, чем развивать собственную экономику. Разумеется, в этом деле для поднятия собственной значимости им нужны "враги" Евросоюза. И чем они серьезнее, тем больше денег можно выклянчить. Если же врагов в реальности нет, то их стоит придумать. Лучшей кандидатурой на эту роль сегодня является Белоруссия и ее президент Александр Лукашенко.

Он в очередной раз отвергает лживые обвинения в адрес своей страны по поводу "организации" потоков нелегальной миграции, называя эти попытки откровенней чепухой, которую балтийские политиканы не стесняются выплескивать с высокой трибуны Генеральной ассамблеи ООН.

Лукашенко еще раз напомнил миру главного и единственного виновника возникшего миграционного кризиса. Им является именно Запад, который разбрасывается обвинениями в разные стороны. Миллионы мигрантов и есть результат внешней политики западных политиканов.

"Вы их туда звали. Вы разорили там эти страны. Вы – первопричина того, что люди бегут от войны на Запад. Поэтому надо разбираться там. И я уже не раз подчеркивал, что это международная банда, которая оттуда людей перевозит не только через Белоруссию. Через Средиземное море еще больше идет в ЕС народа. Валом идут. И это все организовано соответствующими людьми", – заявил Александр Лукашенко.

Правда, пробудить совесть, к сожалению, кого-либо на Западе вряд ли удастся. Как говорится, бизнес – ничего личного.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме