С вилами и топорами загнанные в угол литовские пенсионеры готовы подняться на штурм парламента. "Избран народом, а работает против его интересов", – возмущаются старики. Их жизнь усложняется буквально по дням, утверждает глава Ассоциации пожилых людей Грасильда Макарявичене.
Бедность – порок позорный
К сожалению, слова Макарявичене – не фигура речи, а факт. У каждого литовца есть рассказ, наподобие нашего: 76-летняя Стефания по выходным торгует на блошином рынке в центре Вильнюса. Товар на картонке – дрянь, место ему на помойке. Но и цены соответствующие – 50 евроцентов, 70, один евро.
Покупатели – такие же бедняки, как сама Стефания. Поэтому оборот и прибыль "бизнес-леди" смешны, если бы не слезы и не желание стиснуть кулаки. Зарабатывает предпринимательница по 1–2 евро в субботу и воскресенье. Этот "навар" в 10 евро в месяц дополняет скудную пенсию бывшего мастера по художественной обработке янтаря на государственном предприятии "Дайле".
Блошиный рынок, к слову, единственное в столице быстро растущее "предприятие", на котором работает примерно тысяча человек. Причем разношерстный "коллектив" растет: если в 2015 году им был оккупирован небольшой отрезок центральной улицы, то сегодня – вся улица. Правда, с одной стороны. Значит, у "блошки" есть потенциал и она ждет новых торговцев нищетой.
Люди появятся, ведь Литва по уровню пенсий и минимальных зарплат является аутсайдером в Европейском союзе, а средняя пенсия находится ниже среднестатистической черты бедности в ЕС. Действующее правительство обещает улучшение ситуации, но возможности государства скудны.
Обещания, скорее всего, останутся обещаниями. Следовательно, пенсионерам уготовлено медленное и болезненное вымирание. Первыми по этому скорбному пути пойдут инвалиды, больные, одинокие.
Министры и депутаты парламента не забыли масштабную акцию протеста у Сейма, организованную Союзом пенсионеров и Ассоциацией пожилых людей, защищающих интересы почти 60 тысяч человек. Почти 40 тысяч из них голодают, поскольку невозможно в европейской стране прожить на 140, 150 или 170 евро в месяц.
Неудивительно, что напряжение в обществе достигло апогея, старики готовы к бунту. Он страшен, ведь дедушкам и бабушкам в этой жизни уже нечего терять, кроме цепей.
Они не пожарные, не учителя, не медики, которых легко во время акции протеста обвинить в работе на недружественные страны за грязные деньги. Как поднять руку на колясочника и применить слезоточивый газ против человека на костылях? Бунт пенсионеров страшен и беспощаден.
Плавильный котел недовольства
Столько больших проблем одновременно не раздирали страну никогда прежде.
Натуралы возмущены заигрыванием правительства и Сейма с ЛГБТ-сообществом. Секс-меньшинства недовольны отсутствием законом в свою пользу. Наемные рабочие жалуются на низкие заработные платы.
Бизнесменов возмущает отсутствие свободных квалифицированных рабочих рук при безработице выше 14%. Никогда прежде она не достигала такого уровня.
"Нет мотивации". Почему Литву одолевает безработица >>>
Президент требует смены нескольких членов правительства. Министры не хотят слушать беззубого главу государства. Народ перестал уважать как одних, так и других.
На носу зима, но газа нет. Электричество будет дорожать, информируют его поставщики. Цены на продукты и товары первой необходимости в розничной торговле лезут вверх, покупателей "успокаивают" – это только начало.
Цены пляшут. Почему в Прибалтике вновь подорожала электроэнергия >>>
Можно сказать: клановые интересы во всех областях государственной жизни доминируют над национальными. Завершается "распил" Литвы. Монолитной остается только идеология, щедро подпитываемая заинтересованными антигосударственниками.
Рядовые налогоплательщики не согласны с таким положением дел. Критики власти покинули кухни и вышли на улицы. По прогнозам, впереди крутая протестная осень, какой в новейшей истории страны до сих пор не было.
"Чемодан – вокзал – Россия"
Литва представляет из себя две большие палаты одной больницы. В одной страдают нищетой и безысходностью. Во второй бесятся с жиру.
Рядовые литовцы живут в обстановке полного бесстыдства власти. С ее молчаливого согласия раздобревшие на государственных харчах и заокеанских грантах мутные пропагандисты пытаются своими методами вразумить недовольных. После волнений 10 августа националисты реанимировали отлично работавший старый лозунг "Чемодан – вокзал – Россия".
"Вы протестуете потому что жизнь тяжелая? Не нравится наша Литва – уматывайте под крыло к [Владимиру] Путину", – трубит, например, провинциальный рупор Вайдас Микайтис. Он выставил на всеобщее обозрение коллекцию фоторабот. На каждом снимке запечатлен запущенный угол Калининградской области. Фоторяд, по замыслу представителя богемы, должен рождать отвращение цивилизованной личности к азиатскому быту.
Художника, конечно, каждый может обидеть. Тем не менее, следует подчеркнуть: таких сюжетов в центре столицы Литвы можно миллион нащелкать. Если же по аналогичному тренду работать в провинции, то волосы каждый день сами собой будут скручиваться в патлы.
"Гораздо безопаснее и выгоднее быть вместе, уважая особенности каждой отдельной группы и человека. Это требует терпимости. Это требует интеллекта. Это требует такта", – вещает в сетевых изданиях некто Каспарас Урбонайтис, напоминая: в отличие от "агрессивных" русских, исторически прозападные литовцы терпимы, интеллектуально развиты и тактичны.
Продолжим? "Основная задача российских спецслужб – поддерживать не правых или левых, цветных или белых, а агрессивных. Агрессивных правых и агрессивных левых и так далее. Цель – столкнуть людей лбами, дестабилизировать общество, а не поддержать какую-либо сторону. Так начиналось то, что сейчас мы называем "гибридной войной", – утверждают военные контрпропагагдисты.
"Жертва" гибрида. Литва нашла способ заманить к себе военных НАТО >>>
Они примитивно подталкивают – не стоит возмущаться "попранием традиционных семейных ценностей", эпидемиологическими ограничениями, чужаками из мусульманских стран, иммигрантами из Белоруссии, России или Украины.
Всегда стоит подумать: кому выгодно поддерживать градус возмущения и напряжения в обществе. Кому выгодна драка внутри Литвы? Ответ у Литвы есть – наследникам советских спецслужб.
Это, кстати, касается и накачивания агрессии в читателях через комментарии к статьям или постам в соцсетях. Ибо "разделяй и властвуй".
Противодействовать подобной гибридной технологии довольно просто, считают "эксперты": поняв, кому на руку возмущение людей, надо "всего лишь" успокоиться, выдохнуть и игнорировать попытки накачать извне в их души агрессию, нетерпимость и прочий яд, который "изготавливать в Советском Союзе учились десятилетиями".
СССР тридцать лет как нет. Микайтисы-Урбонайтисы – продукты независимой Литвы, ее больные дети. Мир им видится черно/белым и однополярным. Что характерно – людей с подобными взглядами среди богемы и журналистов с каждым годом меньше не становится. Скорее наоборот: чем дальше ненавистная им "оккупация", тем больше пострадавших.
Таллинский журналист "комсомолки" Игорь Тетерин в Facebook поделился любопытным наблюдением. Речь об Эстонии, хотя географическая привязка в данном случае значения не имеет. Если заменить "Эстония" на "Литва", исследование и суть выводов не изменятся:
"В Эстонии показатель первичной заболеваемости психическими и поведенческими расстройствами является самым высоким в Евросоюзе. Спрашивается, кто чаще всего страдает этим недугом? Лично мне кажется – политики и творческая богема... и те, и другие охотно демонстрируют, как "слетают с катушек". Политики – громогласными и зачастую безумными заявлениями. Богема – нелепым авангардистским творчеством... Довелось мне побывать на "Великом Дне искусств" в курортном городе Пярну и созерцать творения эстонских художников. Некоторые из работ, выставленные напоказ для благодушной отдыхающей публики, просто шокировали. И убедительно подтвердили, что не все в порядке в головах у их авторов. Вот только остался нерешенным вопрос: то ли художники на этих полотнах демонстрируют свой ущербный внутренний мир, то ли в форме гротеска изображают современный мир политический и его влияние на психику обывателей".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.