Половину прорвавшихся в Литву нелегальных мигрантов чиновники Министерства социальной защиты и труда включили в категорию "особо уязвимых". В первую очередь речь идет о несовершеннолетних. Таких соцработники насчитали почти 1300, 500 из них – дети до девяти лет, а 50 – лишенные всякой опеки, то есть отправившиеся странствовать по свету без родителей и взрослых родственников.
По словам замминистра соцзащиты и труда Юстины Якштене, в группу особо уязвимых включены 22 беременные, родившие уже в Литве женщины и несколько десятков беженцев с различными физическими недугами, включая церебральный паралич.
Эта небольшая часть беженцев нуждается в особом внимании и уходе. Однако МВД может предоставить им разве что относительно комфортные условия в давно обжитом центре по приему иностранцев в Пабраде, в 40 километрах от столицы по шоссе Вильнюс – Висагинас.
Ответы президента
Как известно, официальный Вильнюс обвиняет Белоруссию в развязывании "гибридной войны", инструментами которой стали нелегалы. Литовскую позицию в конце августа повторил президент Гитанас Науседа: "Мы отмечаем разного рода усилия и даже попытки использовать эту ситуацию в политических целях, и мы не можем такое допустить".
Он не сомневается – бегущих в Евросоюз людей сознательно вводят в заблуждение. Им рассказывают сказки о том, что очень просто пересечь границу Литвы и потом отправиться беспрепятственно в богатые страны.
Но реальность кардинально расходится с ожиданиями. Объясняя бедственное прозябание людей во временных палаточных лагерях, главе государство пришлось признать очередной позор – условия проживания соответствуют экономическому уровню страны:
"Таковы возможности. Литва – небольшое государство, для которого 4 тысяч мигрантов являются значительной цифрой".
Чтобы масштаб не казался совсем уж ничтожным, министры обороны Литвы, Латвии, Эстонии и Польши Арвидас Анушаускас, Артис Пабрикс, Калле Лаанет и Мариуш Блащак 2 сентября в столице Словении Любляне в рамках встречи глав оборонных ведомств ЕС пришли к выводу: Лукашенко воюет не со странами-членами ЕС по отдельности. Он пошел в атаку на сам Европейский союз.
Поворот от ворот гарантирован
Науседа утверждает: его страна уважает "универсальные права человека", поэтому рассматривает заявки всех, кто обратился за предоставлением убежища. Однако складывается мнение, что надежды нелегалов провалятся, потому что "в верхах" достигнута неофициальная договоренность указывать прибывшим от ворот поворот.
Об этом в Вильнюсе заговорили в середине июля, когда встал вопрос "Все ли нелегалы должны остаться в статусе беженцев?". Обычно, когда наплыв мигрантов не такой интенсивный, его получают 10–15% соискателей. Сегодня, когда речь идет о тысячах, появление диаспоры в 400–600 мусульман Литве абсолютно не нужно.
К слову, в стране постоянно интерпретируют формулировки. Например, консерватор Аудронюс Ажубалис называет беженцев "рекрутами минского режима". Андрюс Кубилюс – "солдатами гибридной войны". Либералы говорят о "пострадавших от рук торговцев людьми". Существуют и циркулируют иные определения.
Впрочем, по законам Евросоюза государство обязано рассмотреть просьбу о предоставлении убежища, чем в Литве занимается департамент миграции при МВД.
Однако вот какая чудная складывается мозаика. Руководитель этого ведомства Эвелина Гудзинскайте проговорилась, что рассмотрено 250 прошений и выдано 250 окончательных отказов. Еще примерно 89 нелегалов покинули Литву или высланы, 33 человека готовы вернуться домой, если им приобретут авиабилеты.
Темп, прямо сказать, никакой. Если он сохранится, понадобится 24 месяца работы, чтобы закрыть вопрос по 4100 нелегалам. Но если появятся новые, Департаменту миграции хватит работы лет на 5–10 вперед.
Решения есть – нет единства ЕС
Ситуация требует решений. Они есть. Например, Ажубалис критикует устаревшее и неадекватное правовое регулирование вопросов, связанных с беженцами.
Такой важный документ, как Женевская конвенции, принят еще в 1951 году. С того времени утекло много воды, однако по-прежнему все решается в Страсбурге, откуда мало что видно. Ажубалис заявил: правительству уже рекомендовано инициировать изменения в правилах игры. Сделать это проще в союзе со Скандинавией и Вышеградской группой.
Пресс-центр МВД цитирует своего министра Билотайте: "Австрия, Эстония, Латвия и Польша уже на стороне Литвы. Продолжаются переговоры с руководством Венгрии".
Когда предположительно лидеры больших стран ЕС окажут внимание Вильнюсу и его проблемам, министр не смогла сказать. "Двигаемся вперед небольшими шагами", – таким оказался ожидаемый ответ.
Затем Агне Билотайте переключилась на осенние дожди и приближающиеся холода. Теплая крыша над головой пусть даже в модульном домике – это еще и залог здоровья людей, непривычных к литовскому климату.
В МВД наконец-то приняли окончательный план расселения нелегалов: социально уязвимых лиц – в центр приема беженцев в Рукле, во временные ночлежные дома в Вильнюсе. Прочих лиц разместят в учебном центре службы охраны госграницы и в центре регистрации беженцев в Пабраде. Одиноким мужчинам предоставят камеры в бывшей исправительной колонии.
Это самое светлое ближайшее будущее, которое нелегалам может предложить маленькая и экономически беспомощная Литва. Мечтали они, конечно же, не о другом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.