Этим летом Литва ожидает прибытие миссии из Тайваня. На сайте литовского МИД подчеркивают, что принимающая сторона заинтересована развивать контакты с частично признанным государством, которое Китай считает частью своей суверенной территории.
Правительство Поднебесной в течение многих лет стремилось увеличить инвестиции в Европейский союз, укрепляя с ним экономические и политические связи. Особенное внимание континентальный Китай уделял странам Восточной Европы, в том числе Прибалтике.
Однако если такая страна, как Венгрия, активно шла на контакт и была довольно дружелюбной с Пекином, то Вильнюс, похоже, планирует начать дипломатическую войну со своим азиатским партнером.
Как ожидалось, глава Министерства иностранных дел острова Джозеф Ву поприветствовал этот шаг и назвал прибалтийскую республику "хорошим партнером". Реакция Китая, в свою очередь, была также весьма ожидаемой.
Официальный представитель канцелярии по делам Тайваня при Госсовете Китая Чжу Фэнлянь заявила следующее:
"Тайвань – это часть Китая. Мы против того, чтобы страны, имеющие дипломатические отношения с Китаем, развивали официальные отношения с Тайванем. Мы призываем Литву соблюдать принцип "одного Китая" и не подавать ложные сигналы силам, выступающим за независимость Тайваня".
Очевидно, что действия Литвы серьезно беспокоят Китай, который пока действует "по-хорошему" и хочет предупредить литовские власти, в какую опасную игру они вступают.
Однако очень скоро со стороны Пекина могут последовать конкретные меры, которые, во-первых, нанесут серьезный политический и экономический ущерб Вильнюсу, а во-вторых, будут служить хорошим примером для тех европейских стран, которые захотят пересечь "красную линию".
Битва с гигантом
Заигрывание с Тайванем – это уже не первая попытка литовских властей разозлить КНР. В апреле Литва запретила китайской государственной компании поставлять в свои аэропорты оборудование для сканирования багажа из соображений национальной безопасности.
Страна также планирует открыть торговое представительство на Тайване и, в целом, в настоящее время активно развивает социально-экономические и политические отношения с островом, что, безусловно, только усиливает раздражение Китая.
Ряд официальных лиц и экспертов из Поднебесной отметили, что шаги Вильнюса в отношении острова являются серьезным нарушением принципа, которого придерживается КНР, и могут привести к серьезным последствиям.
Кроме того, литовские депутаты вдруг озаботились положением мусульман-уйгуров в КНР. Литовские чиновники пообещали инициировать международное расследование "о преступлениях в Синьцзяне". В ответ Китай ввел санкции против четырех литовцев.
Сильным ударом по литовско-китайским отношениям был выход Литвы из формата "17+1" – китайской инициативы, которую прибалтийская страна подписала в 2012 году. Другими словами, в настоящее время Литва своими действиями открыто способствует началу дипломатической войны с континентальным Китаем.
Литва готова на все ради дружбы с США
Рациональное объяснение такого поведения литовских властей найти довольно сложно. По итогам 2020 года Китай впервые стал главным торговым партнером Евросоюза.
Начало нынешнего года подтвердило эту тенденцию. Общий объем торговли между ними только в январе составил €49,4 млрд евро, когда как торговля между Поднебесной и США – 42,8 млрд евро.
Несмотря на более низкий показатель объема торговли с США по сравнению с Китаем, Литва все же продолжает жертвовать своими политическими и экономическими интересами ради дружбы с Вашингтоном.
Главный научный сотрудник Института Европы РАН Николай Межевич считает, что рациональному объяснению литовская внешняя политика не поддается:
"ВВП республики в разы меньше ВВП одного Шанхая. Поведение Литвы не вписывается в теорию международных отношений. Но надо понимать, что литовские власти действуют не в своих интересах, а в интересах США. Если помнить об этом, то все встает на свои места".
Раньше Литва, напротив, лишь укрепляла партнерские связи с Китаем, а их отношения в целом являлись довольно дружелюбными. В частности, большой интерес литовские власти проявляли к проекту КНР "Один пояс – один путь" – инициативе по созданию транспортной инфраструктуры для перемещения товаров из страны в Западную Европу.
Вильнюс желал получить китайские инвестиции и загрузить свои порты на Балтике. В ноябре 2018 года тогдашний президент Литвы Даля Грибаускайте лично посетила Поднебесную.
В ходе визита глава государства называла Китай важной для Вильнюса страной, рекламировала литовские продукты питания, а в Шанхае лично встретилась с председателем КНР Си Цзиньпином.
Другими словами, всего несколько лет назад Китай был другом для Литвы, а теперь ее политика развернулась на 180 градусов. Изменение курса объясняется началом торговый войны между США и Китаем, когда американский Госдеп призывал своих союзников и сателлитов отказаться от взаимодействия с Пекином. Литва не могла не послушаться своих американских партнеров.
Результат – в 2019 году Департамент госбезопасности Литвы впервые в своем отчете назвал азиатскую страну "угрозой". Утверждалось, что КНР наводняет республику шпионами, вербует чиновников, стремится получить доступ к засекреченной информации.
В свою очередь, президент Литвы Гитанас Науседа предупреждал, что возможные инвестиции Китая в строительство глубоководного порта в Клайпеде могут навредить национальной безопасности страны.
Таким образом, внезапная дружба Литвы с Тайванем и провоцирование дипломатической войны с Поднебесной объясняется прямой внешнеполитической зависимостью текущего литовского правительства от политических интересов Соединенных Штатов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.