"Ваших детей не съедят": литовцы в шаге от мятежа из-за миграционной политики властей

Лагерь беженцев в селе Виденяй, Литва
© AP Photo / Mindaugas Kulbis

Игорь Черников

В Литве власть боится строить лагеря для беженцев в районах с титульным населением и сплавляет мигрантов в места компактного проживания поляков. В стране зреет бунт.

Литовский государственный механизм оказался совершенно не готов к такому форс-мажору, как наплыв нелегальных мигрантов с Ближнего Востока и Африки. В стране на экстренный случай нет никаких запасов.

Даже колючей проволоки для строительства заграждений вдоль контрольно-следовой полосы с Белоруссией. Военные смогли передать пограничникам только 40 километров "колючки", 100 в качестве помощи пообещала Эстония. Откуда взять еще 370 верст "спирали Бруно", в Литве не знает никто.

Еще одна масштабная задача – крыша для нелегалов, число которых ежесуточно вырастает в среднем на 60–80 человек. По прогнозам, к 1 января 2022 года количество чужаков может достичь неподъемной для Литвы цифры в 40–50 тысяч.

Центр по приему беженцев в Пабраде (40 км от Вильнюса в направлении Игналина – Висагинас) давно переполнен. МВД приходится на скорую руку строить палаточные лагеря. Параллельно готовится городок для 40 000 беженцев в небольшом Швенченеляй. Как и Пабраде, он тоже расположен в Швенченском районе в местах компактного проживания поляков.

Новые капитальные палаточные городки появятся не ранее октября, они потребуют серьезных инвестиций, однако лишних денег у Кабинета министров нет. Финансы ждут из Брюсселя, который не торопится.

Поэтому пока приходится размещать мигрантов в любых более-менее подходящих для скромного существования "заброшках" – в пустующих бывших школах, детсадах, интернатах, больницах, в недостроенных зданиях. Временные пристанища оборудуют на скорую руку, пережить холодные сезоны в них вряд ли возможно.

Что делать?

Правительство, во главе которого мечется Ингрида Шимоните, деморализовано и мало способно принимать оперативные адекватные решения. Ее предшественник Саулюс Сквернялис сочувствует: "Посмотрите на министров. Жалко, стыдно. Им самим, наверное, страшно".

Сегодня официальный Вильнюс напоминает нищего, побирающегося на паперти. Подают слабо. Швеция, например, прислала 80 кроватей, 1000 матрасов, 75 внутренних LED-ламп, шесть генераторов.

Польское агентство стратегических резервов доставило гуманитарный груз на сумму 162 тысяч евро – палатки, одеяла, раскладушки, электрогенераторы, а по программе защиты границы Frontex – два патрульных автомобиля и тридцать человек с оружием.

Десять человек для усиления литовского-белорусской границы, длина которой 679 километров, откомандировала Эстония – по два штыка на каждые 135 км. Хорватия направила 200 одеял, подушек, спальных мешков и матрацев, 100 кроватей и 10 зимних палаток. Из Чехии и Латвии тоже привезли спальные места, постельные принадлежности, стулья, бытовую химию.

Посильная помощь союзников по ЕС больше напоминает ведерко песка в море миграционного кризиса. 100 резервных кроватей с матрацами, одеялами и подушками будут заняты подчистую за 1–2 дня.

Например, в ночь с 24 на 25 июля на границе задержали 133 нелегала. В течение следующих суток – еще 131. При таких количествах новоселов никаких палаток на них не напасешься. Напомним – приближается холодный сезон, и нужно искать решения по расселению мигрантов в отапливаемые помещения, по обеспечению самых необходимых человеческих условий.

Минимум минимального

Здесь и проявились худшие качества топ-менеджеров – цинизм по отношению к нижестоящим, черствость, нежелание заниматься порученным делом.

22 июля министр финансов Гинтаре Скайсте навестила в приграничном с Белоруссией Варенском районе заброшенную начальную школу, ставшую кровом для нелегальных переселенцев. Кощунственно прозвучало:

"Условия точно хорошие, мигранты и не должны рассчитывать на большее. Избыточный комфорт и вид на океан отсутствуют. Значит, не появится желание надолго оставаться в Литве".

Задача правительства – обеспечить минимальные стандарты общежития. Например, дневное содержание одного беженца обходится казне в 14 евро, или в 420 евро в месяц. За эти деньги человек, независимо от возраста и пола, получает крышу, еду, посуду, воду, мыло, полотенце.

Для Минфина 420 евро на каждого из 3 тысяч нуждающихся выливается в 1 260 000 в месяц. Поэтому министр цинично призвала местную власть организовывать питание по возможно минимальной цене, желательно на 5,85 евро в день. За такие деньги в Литве можно купить 1,5 литра минеральной воды, пачку чипсов, бутылку молока и 1 кг ягод.

При этом официальное лицо нарочито подчеркнуло в адрес живущих в полуразвалившейся школе: радуйтесь, поскольку в палаточных городках ситуация гораздо хуже.

"Развод на деньги"

Руководителям на местах очевидно, что центральная власть "кидает провинцию на бабки". Районные власти задыхаются от безденежья, Вильнюс на помощь не спешит и не сообщает, как будут компенсированы расходы, незаложенные в местные бюджеты, и получат ли прибавки к заработной плате специалисты, на чьи плечи легла ответственность за обслуживание нелегалов?

Они, к слову, поголовно отказываются, например, от вакцинации, чем повышают риски возникновения новых очагов коронавирусной инфекции.

Страна и без этого уже переместилась из комфортной зеленой зоны в красную, а ее топят все глубже.

Одним словом, куда ни кинь в вопросе миграционного кризиса – всюду клин. Дошло до того, что правительство начало обманывать свой же народ. Например, тайно перемещать мигрантов на ранее не планировавшиеся территории.

На исходе июля в Литве в центре внимания оказалось крохотное польское местечко Девянишкес. Вместе с окружающими селами и хуторами оно глубоко врезано в территорию Белоруссии. С "большой" Литвой городок соединена перешейком шириной в несколько километров. На карте конфигурация похожа на маленький воздушный шарик, тонкой ниточкой привязанный к большому шару.

В этом не самом подходящем в точки зрения безопасности местных жителей и мигрантов закутке МВД Литвы решило тайно разместить лагерь для нелегалов. Поляки взбунтовались. Двое суток замминистра внутренних дел и генеральный комиссар полиции под усиленной физической охраной убеждали местных фермеров, что с появлением иракцев и африканцев "жить будет лучше, жить будет веселей".

Мало того, что поляки не сдавались, так еще со всей Литвы в Девянишкес собрались десятки тысяч людей, не поддерживающих усилия правительства по разрешению миграционного кризиса. "Убирайтесь вон!" – так звучала самая деликатная просьба к членам кабинета министров.

Освободить рабочие места правительству предлагает даже лидер парламентской оппозиции Рамунас Карбаускис, используя настроения "низов" в интересах своей партии "Союз крестьян и "зеленых".

Министры и премьер пока делают вид, будто все в Литве "ОК". Если посмотреть на ситуацию взглядом стороннего созерцателя, несложно предположить – до общенационально взрыва народного негодования осталась одна искра.

Поляки не прогнутся

Девянишкес – территория Шальчининкайского района, в котором поляки составляют 98% жителей. Уплотнение польских местечек беглецами из Африки и Восточной Азии – неслучайный план полонофобки Агне Билотайте, принимающей решения в главном кабинете МВД.

Вместе с нелегалами в этих районах появится больше полиции, больший контроль и большее участие Вильнюса в решении любых местных проблем. Роль и влияние местных администраций, которые в своих взглядах зачастую оппозиционны центру, сойдет на нет.

Полонофоб Ромас Садаускас-Кветкявичюс, подвизающийся в пропагандистских СМИ, уже осудил защитные реакции недовольных – "не стоит бояться, будто пришлые съедят ваших детей".

Людоедство, возможно, не проявится, но по статистике 41% литовцев не хотят видеть мусульман соседями. 39% – сдавать им в аренду жилье, 28% – работать на одном предприятии. С каждым годом общественное мнение о мусульманах ухудшается.

При этом провокатор в своих статеечках явно стремится противопоставить умеренные настроения литовцев крайним настроениям поляков, считающих, что "кризис мигрантов – цена, которую Литва платит за вмешательство во внутренние дела белорусов".

Наплыв нелегалов действительно именно так оценил депутат Сейма от "Избирательной акции поляков" Чеслав Ольшевски. Для Садаускаса его взгляд – "угроза национальной безопасности".

Это серьезное обвинение. Никого не удивит, если последуют оперативные действия литовской госбезопасности. Но не в отношении нелегалов. А в отношении недовольных внешней политикой государства, от которой, надо правдиво сказать, слишком много головной боли.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме