"Никакой пользы от этих командировок. Одни расходы для государственной казны. Приличные господа в командировках только пьют, едят вкусные блюда да шатаются по неприличным домам. И все это – за государственный счет", – возмущался в свое время бравый солдат Швейк, рассуждая о безрезультатных поездках депутатов Сейма.
Как сильно он заблуждался в своем праведном гневе! Если командировку организовать умело – она принесет немало пользы отечеству.
Вообразим себе начинающего драматурга, севшего за пьесу с длинным названием "Литва готовится спасать Европейский союз от гибридных атак Белоруссии".
Три главных действующих лица: добропорядочный политик, блондинка и сверх меры амбициозный министр. Сюжетная канва выстроена так: политик возвращается из командировки с грандиозной идеей. Ее с восторгом поддерживает не слишком умная блондинка, а коварный госчиновник пытается перетянуть на себя грядущую славу.
Начнем!
Акт первый. "Стена от сих до сих"
Председатель парламентского комитета по национальной безопасности и обороне (КНБО) Лауринас Касчюнас – труженик.
Пока Аудронюс Ажубалис и Гедрюс Сурплис, два других члена небольшой литовской делегации, прожигали в Будапеште жизнь в точном соответствии с наблюдениями Швейка, председатель метнулся на венгерско-сербскую границу, где восхитился стеной. Незаконные мигранты преодолеть ее не в состоянии.
Дома Касчюнас буквально с каждым столбом делился впечатлениями: длина забора – 170 километров, высота – от 2,5 метров и выше в зависимости от рельефа местности, останавливает до 95% стремящихся нелегально попасть на территорию Евросоюза.
По статистике венгерской полиции, в 2015 года границу нелегально пересекали до 10 тыс. мигрантов в сутки. С появлением стены цифры сократились в разы. Сегодня прорваться в Европу в сутки получается у пятисот, максимум – тысячи нелегалов.
Председатель КНБО загорелся идеей аналогичным способом защитить Литву от наплыва мигрантов из Белоруссии. Их, конечно, не тысячи, с начала 2021 года всего 440, однако сильно нервируют литовское руководство. Оно не способно ничего противопоставить даже этому скромному ручейку, кроме палаточных лагерей. По прогнозам, ручей вполне может к осени превратиться в полноводную реку, обуздать которую у Литвы нет ни денег, ни людей.
При таких раскладах забор видится панацеей. Касчюнаса совершенно не смущает протяженность литовско-белорусской границы. Ее длина более 600 километров, а проходит она частично по болотам, лесам и неудобьям. "Мадьяры смогли – и литовцы смогут! – полон оптимизма депутат. – Затянем пояса, Евросоюз поможет деньгами, ведь наша граница – еще и граница ЕС на востоке. НАТО не должен остаться в стороне от проекта. Одним словом, средства можно изыскать".
На взгляд критиков масштабного проекта, коих набралось немало, умнее равняться не на венгров, а на украинцев. Они деньги из Брюсселя для строительства стены с Российской Федерацией получили, но забор не установили.
Деньги растворились, виновных не нашли. Литовцам такая афера вполне по плечу. "Нет виновных, нет денег, нет стены!" – это по-нашему.
Акт второй. "Буря от блондинки"
Неприкосновенность границ обеспечивает Министерство внутренних дел. В его подчинении находится служба охраны госграницы, международные КПП, технические средства наблюдения и контрольно-следовая полоса. Главой МВД в коалиционном правительстве с ноября 2020 года является Агне Билотайте, ставленница консервативной партии "Союз Отечества – Христианские демократы" (СО-ХДЛ).
Блондинке из провинции очень хотелось стать не просто министром, а руководителем-силовиком. Ей по нраву форма, погоны, ритуалы, парады, пальба из пистолетов и прочие "штучки-дрючки". Но больше всего Агне балдеет от осознания того факта, что командует, крутит-вертит здоровенными мужиками направо и налево.
Что касается исполнения функциональных обязанностей – здесь министру гордиться нечем. Не покривим душой, если отметим: никогда ранее МВД Литвы не выглядело так тускло и беспомощно, как при Билотайте.
Вот и в случае с нелегалами первой реакцией министра была паника, выразившаяся в обращении в Генпрокуратуру с просьбой провести расследование по факту организации Минском переброски мигрантов из Ирака в Европу.
Чтобы осознать всю глупость поведения Билотайте, нужно знать, что она горячо приветствовала белорусских оппозиционеров, нелегально пересекавших слабо контролируемую границу в районе так называемой кишки Девянишкес, соединенной с остальной Литвой узкой полоской земли. Техническими средствами контролируется только 38% всей границы. Вокруг Девянишкес спецоборудования нет вовсе, чем, к слову, с успехом пользуются контрабандисты.
Руководитель МВД, получая справку о прибывших "протестунах", торжествовала: "Вот тебе, Батька, кукиш с маслом, а не аресты. Литва дала приют оппозиционерам и не выдаст их ни при каких условиях".
В азарте антилукашенковской риторики Агне забыла, что переброской белорусов вполне официально занимались сразу несколько литовских компаний, прилично зарабатывая на доверчивых простаках с сопредельной территории. Но бело-красно-белый ручей иссяк. Не исключено, что бизнесмены переориентировались, сменили клиентуру на более платежеспособных граждан Ирака.
Однако зачем министру разбираться в нюансах, если проще заявить прессе: "Беженцы – гибридная война Минска против Литвы, его сознательная политика"?
На месте консерваторши автор статьи (Светлана Круглова – прим. Baltnews) обязательно бы добавила: "...и война против Европы". Ведь несчастные в Литве не задерживаются. При первой возможности они удирают в Польшу, оттуда бегут западнее, вплоть до Великобритании.
Поэтому от Брюсселя Вильнюс вправе требовать 38 млн евро для латания пограничных дыр. "Иначе Батька устроит такую волну беженцев, что Европа утонет", – вот каким аргументом должна бы пользоваться блондинка Билотайте из МВД.
Акт третий. Кульминация
Глава Министерства иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис быстро сообразил, что на ситуации легко пиариться. В отличие от МВД, МИД сразу обвинил Минск в "гибридных атаках на Европу", о чем даже написала авторитетная Financial Times.
Оказывается, дипломаты "располагают" информацией, что задействованы возможности национального туроператора "Центркурорт" для доставки мигрантов в Белоруссию из Багдада. Каждый из них платит несколько тысяч долларов за возможность попасть в ЕС.
Ландсбергис напомнил миру: в конце мая президент Александр Лукашенко пригрозил, что может ослабить контроль над нелегальной миграцией и наркотрафиком из-за давления после инцидента с самолетом авиакомпании Ryanair.
"Мы останавливали наркотики и мигрантов, теперь будете сами их есть и ловить", – процитировал литовец слова белоруса.
Чтобы как-то повлиять на ситуацию, руководство МИД обратилось к коллегам из Ирака с просьбой активнее содействовать в деле возвращения из Литвы на родину нелегальных мигрантов. Обращение прозвучало с главной трибуны Европейского союза.
Разумеется, после такого выхода на авансцену журналисты со всей Европы бросились за комментариями к Ландсбергису, а не к Билотайте или Касчюнасу. Чего руководитель МИД и добивался. Впрочем, он в любой ситуации привык тянуть одеяло на себя.
Занавес, овации, крики "браво!"
Пока глава МИД играет главную роль, в глубине сцены мечется директор Департамента госбезопасности (ДГБ) Дарюс Яунишкис. Тревога на его лице: литовская разведка отмечает повышенный риск попадания в страну террористов и людей, "завербованных" режимом Лукашенко.
"Мигранты часто бывают без документов, врут о профессии, образовании. В этом аспекте ДГБ, ответственному за ситуацию с терроризмом, приходится сильно озаботиться, что мы и делаем", – заявил Яунишкис.
Он, оказывается, куда мудрее трех главных героев. "Мы наблюдаем все большую интеграцию РФ и РБ в единое государство. Я бы совершенно не удивился, если мы увидели Беларусь как интеграционную часть в составе России. Для Литвы это означает, что у нас будет граница с Россией. Воображаемая буферная зона просто исчезнет".
Последний поклон
Придуманный нами драматург перечитал написанное и задумался: что добавить? Предлагаем монолог. В свое время его прекрасно прочел сатирик Аркадий Райкин. К слову, рижанин:
"Единственный выход – забор. И не просто забор, а каменный. Высотой метров 15–20. Сверху можно орнамент из проволоки. Хорошо бы из колючей. Можно и ток пропустить – 110, 220, для эстетического разнообразия. Все это соорудить силами самих подо, ой, простите. 10 замесов в смену, 15 замесов. Чтоб они домой на карачках приползали. То есть изоляция плюс трудовое воспитание".
Как давно это сказано. А по сей день актуально звучит.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.