"Традиционная семья опасна": власти Вильнюса разжигают гражданское противостояние в Литве

Участники "Большого марша защиты семьи" в Вильнюсе, 15 мая 2021 год
© AFP 2022 / PETRAS MALUKAS

Игорь Черников

Мэрия Вильнюса поддержала проведение пикетов в защиту ЛГБТ-сообществ в июне, а марш в защиту традиционных ценностей проводить запретила, поскольку это "вредно и опасно".

Состоявшийся 15 мая 40-тысячный "Большой марш защиты семей" так напугал власть придержащих в Литве, что организаторам отказали в проведении в середине июня аналогичного протеста против ратификации европейской Стамбульской конвенции и национального закона о партнерстве.

Мэр Вильнюса, неолиберал Ремигиюс Шимашюс, многократно уличенный в двойных стандартах, решил: сторонников традиционной семьи выпускать на городские улицы вредно и опасно.

"Зачем митинговать в поддержку традиционной семьи, если никто на ее устои в Литве не покушается?" – так чиновники столичного госсовета объяснили горожанам мотивы отказа.

Одновременно градоначальник одобрил проведение нескольких радужных пикетов в защиту однополого партнерства, интересов и прав ЛГБТ-сообщества. Если следовать логике Шимашюса, митинговать в поддержку нетрадиционных отношений необходимо, поскольку в неевропейской Литве "покушаются" на такие западные ценности.

Участники "Большого марша защиты семьи" в Вильнюсе, 15 мая 2021 год
© AFP 2022 / PETRAS MALUKAS
Участники "Большого марша защиты семьи" в Вильнюсе, 15 мая 2021 год

Европейцы на словах

Литовцы в массе своей – европейцы только на словах. На деле они как были язычниками, последними на континенте принявшими христианство, так ими остаются с поправкой на современные привычки и пристрастия.

Однако новомодные правила поведения с большим трудом пробивают себе путь в лабиринтах традиций. Когда речь идет о сексуальных меньшинствах, любые благие с точки зрения сверхлиберальной части общества намерения упираются в глухую стену.

Наглядный пример – судебный процесс в Шяуляй, где суд признал виновным 57-летнего отца семейства в оскорблении и унижении представителей ЛГБТ-сообщества.

Добропорядочному гражданину, в 2019 году нарушившему Конституцию Литовской Республики, придется провести за решеткой 6 месяцев только за непотребный комментарий в социальной сети Facebook после радужного международного праздника Baltic Pride.

Однако если бы кто вздумал провести мониторинг общественного мнения, нарисовалась бы прелюбопытнейшая картинка: 95% литовцев поддержали бы жителя Шауляй и только 5% – геев. Однако правосудию не нужны плебисциты, оно карает "сеющих неприязнь".

На столах судей уже лежит дело 37-летнего жителя Радвилишкиса, призывавшего физически расправляться с людьми нетрадиционной сексуальной ориентации. Мужчину не спасет даже ссылка на статью Уголовного Кодекса, действовавшего в Литве до 1941 года. Она предусматривала уголовное наказание за мужеложество и прочие непотребства.

Механизм репрессий запущен на полную катушку. Не считая двух упомянутых людей, на данный момент времени прокуроры выдвинули обвинения еще девяти сторонникам традиционных христианских ценностей, за которые, к слову, выступают иерархи католической церкви.

Участники "Большого марша защиты семьи" в Вильнюсе, 15 мая 2021 год
© AFP 2022 / PETRAS MALUKAS
Участники "Большого марша защиты семьи" в Вильнюсе, 15 мая 2021 год

Шоу не состоится

Вернемся к маршу в защиту традиционной семьи. Жителям Вильнюса не повезло. Они не увидят трехдневную осаду парламента, шумные тусовки у здания правительства и протестное стояние у центрального офиса национального телерадиовещателя, "руководители которого естественных цветов не замечают, но увлекаются пропагандой цветов радуги".

Организаторы марша грозят вильнюсской мэрии судебными тяжбами, но это, скорее всего, путь бесперспективный. Трудно поверить, что судья осмелится пойти против политиков, открыто пропагандирующих гомосексуализм.

Такое в Литве не принято, хотя статистика дает повод для альтернативы.

Согласно опросу общественного мнения, проведенного компанией Vilmorus по заказу президентуры, 48,8% респондентов настроены категорически против Стамбульской конвенции, поддерживают ее ратификацию только 22,1%, а у 29,2% нет четкой позиции.

Общереспубликанские настроения социолог Владас Гайдис назвал "неизвестностью в тумане": новый для Литвы документ в основном поддерживает молодежь, а люди среднего и старшего возраста выступают против.

Конфликт "отцов и детей", как и повсеместно в Европе, базируется на полном отсутствии диалога. Молодые хотят "все и сейчас", старшие поколения скептически отвечают: "Сначала сделайте что-нибудь для страны и общества, потом выдвигайте требования".

Добросовестная команда во главе с Гайдисом продемонстрировала результаты опроса по разным позициям: образованию респондентов, полу, доходам, социальному статусу и так далее. Но социология, как это всегда бывает в Литве, тут же была поставлена на службу политической борьбе.

Левые, в частности, депутат Сейма Агне Ширинске, обвинили правых в навязывании литовцам чуждых ценностей. Правые устами члена парламента Матаса Мальдейкиса назвали оппонентов главным тормозом сближения Литвы с континентальной Европой по всем позициям.

Решение мэра Вильнюса Ремигиюса Шимашюса о запрете "Марша в защиту традиционной семьи" – тоже политическое. Здравого смысла нет ни на йоту: в стране есть вещи, которые неприемлемы как в историческом, так и в религиозно-культурном аспектах. И с этим нельзя не считаться.

Если лично мэр жаждет большей сексуальной свободы, почему он, например, категорически против домов терпимости, стрип-клубов, девочек и мальчиков по вызову, уличной проституции и так далее?

Есть единственно возможный ответ: в отличие от организованного ЛГБТ-сообщества, "уличные" вряд ли пойдут голосовать за Шимашюса, поскольку с головой окажутся погруженными в свои промыслы.

А "пролетариям от секса" ни к чему поддерживать двойные стандарты литовской "либероты", носителями которых как раз являются виленский градоначальник и вся неолиберальная Партия свободы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме