Консерватор Лауринас Касчюнас, руководитель парламентского Комитета по национальной безопасности и обороне (КНБО) Сейма Литвы, прокомментировал для прессы проект нового документа, получившего название "Стратегия национальной безопасности".
Он уже направлен в кабинет министров, получен и зарегистрирован в канцелярии правительства. В обновленном варианте стратегии акцентированы угрозы, исходящие от России и Китая, и даны рекомендации, что и каким образом Литва должна противопоставить острым вызовам.
Председатель КНБО также сообщил, что к работе над стратегией были привлечены эксперты в области безопасности, которые не только с блеском решили поставленные перед ними задачи, но и вписали в перечень угроз пандемию Covid-19 вместе с ее основными последствиями.
Модель русофоба Касчюнаса
Консерватор-русофоб (что в Литве тождественно) рассматривает разработанную под своим началом стратегию "не как очередную секторальную, перечисляющую риски", а как "план с целями и ответными механизмами".
"В стратегии сказано, чтобы Минобразования, Минсоцзащиты и другие министерства не считали обеспечение безопасности Литвы исключительно делом Минобороны и МИД. Время такое, что во всех министерствах должны осознавать ответственность за государство и сообща работать в его интересах", – разглагольствовал Касчюнас во время пресс-конференции.
Максимальная милитаризация государства, постановка под ружье всех от мала до велика – старая мечта боссов консервативной партии "Союз Отечества – Христианские демократы".
Они считают, что только тотальное сопротивление военным или экономическим агрессорам в состоянии спасти государство. Однако, несмотря на многолетнее массированное промывание мозгов, только 25% населения согласны с консерваторами.
Ментальная гигиена литовского общества идет неудовлетворительными темпами, вынуждены признать русофобы вроде Касчюнаса.
Но правая партия не сдается и тему по кругу эксплуатирует более тридцати лет. Прозвучало ли в словах председателя КНБО что-нибудь новое? Отнюдь, все многократно с высоких трибун говорено-переговорено до него.
При этом депутат Сейма не стесняется призывать "не болтать обо всем, а обсуждать приоритеты для нейтрализации и отражения угроз". Хотя сам занимается именно переливанием из пустого в порожнее.
Из пустого в порожнее
Касчюнас и его соавторы в новой национальной стратегии, как и в предшествующих, выделили пять главных угроз Литве. Если не считать коронавируса, другие четыре не раз упоминались в докладах Департамента госбезопасности и отчетах разведки и контрразведки Министерства обороны.
Невольно приходишь к мысли, что документ парламентского КНБО – это качественная шпаргалка для очередного рапорта литовских специальных служб, который должен появиться в конце февраля – начале марта текущего года.
По традиции, главной угрозой в документе значится Российская Федерация. Кроме постоянных литовских заявлений о ее "агрессивности", "оккупации Крыма и 20% территории Грузии", о поддержке "незаконных республик ДНР и ЛНР", о возрастающей военной мощи за счет современного оружия и средств его доставки, впервые официально прозвучали слова о недопустимости тесного военного союза между Москвой и Минском.
"Союзное государство РБ и РФ – угроза национальной безопасности Литвы, поскольку Кремль de facto превращается в соседа по границе. В интересах Литвы не допустить такого приближения, а превратить Белоруссию в действительно независимое и демократическое государство", – подчеркнул Касчюнас, добавив: Вильнюсу необходима четкая стратегия в отношении Минска.
Угроза № 2 – "технологическая диктатура коммунистического Китая". Мобильная связь 5G, интернет, контроль над национальными и международными базами данных становятся "объектами охоты" со стороны КНР.
"Отношения Литвы и КНР не должны влиять на сотрудничество Литвы с Америкой и другими партнерами по НАТО". Для достижения этой непростой цели необходимо создать механизмы защиты стратегически важных секторов литовской экономики от китайского влияния, чтобы в одночасье не стать марионеткой в руках Пекина, сказано в документе.
Вычленена и глобальная задача, которую так обожает формулировать председатель КНБО: "Литва могла бы стать посредником, который поможет США и ЕС согласовывать стратегические взгляды и действия относительно Китая". Как именно словесная фантасмагория может стать реальным посредническим мостом, Касчюнас объяснить участникам пресс-конференции не смог.
Вызов № 3 – планы о создании стратегической автономии Европейского союза. Идея оккупировала Брюссель и ведущие европейские столицы после Brexit.
Вильнюс в дискуссиях не участвует, поскольку "такая автономия превратит ЕС не в мирового стратегического игрока, а во фрагментацию Европы". Поэтому Литве нужно бороться за наращивание мышц Евросоюза, а не идти по пути стратегической автономии.
Опасность № 4 тоже проистекает из сердца Старого континента. Здесь национальные интересы начинают доминировать над международными организациями.
Например, ЕС не в состоянии поставить точку в конфликтах в Сирии, Нагорном Карабахе, поскольку наднациональные парламентские и общественные структуры отодвинуты в тень, а инициативу перехватили правительства и руководители отдельных государств.
Касчюнас назвал этот тренд "Возвращение концерта крупных стран". Новая стратегия предусматривает, что Литве необходимо лавировать между интересами США и государствами Европы ради сохранения прочных многосторонних связей внутри НАТО и ЕС.
Вызов № 5 – Covid-19. Члены парламентского КНБО надеются, что Литве удастся справиться с эпидемией к середине лета, но не предлагают идти по пути Израиля или Великобритании, целиком сосредоточившихся на достижении национального иммунитета.
Хотя очевидно, что этот "узкий путь" эффективнее "широкого", Литва все-таки "должна бороться за солидарность подходов стран ЕС к вакцинации", совершенствовать массовую диагностику и контролировать режим самоизоляции.
Гладко вышло на бумаге
Подготовленный в КНБО документ начал путешествие по инстанциям. В парламент бумаги возвратятся в июне. Только на исходе весенней сессии депутаты Сейма Литвы смогут проголосовать за новую стратегию национальной безопасности.
К слову, нового в ней мало и правильнее было бы назвать ее "обновленной" или "откорректированной". Но консерватор Лауринас Касчюнас известен тем, что обожает тянуть одеяло на себя, даже если приходится выдавать старые идеи за новые.
Такие подходы в немалой степени дискредитируют КНБО, показывая, что творчество пока не поселилось в переговорной, где дискутируют члены этого комитета. Есть и важный иной вопрос: останутся к середине лета актуальными озвученные в проекте стратегии тренды или парламентариям придется изобретать сверхновый документ?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.