Прыгнули в последний вагон: зачем президент Литвы тянул с назначением министров

Президент Литвы Гитанас Науседа

Лейла Акбашева

В Литве благополучно завершилось шоу под названием "Президент выбирает будущих министров". Процедура, плохо сопряженная с требованиями времени, вызвала немало пересудов.

Президентура Литвы в этом году отбирала кандидатов в министры нового правительства Ингриды Шимоните по новой и многоступенчатой схеме.

Премьер Литвы рекомендовала нужных ей людей, советники президента Гитанаса Науседы взвешивали плюсы и минусы кандидатов и только потом их приглашали в главный кабинет, где Гитанас Науседа в недлинных беседах пытался сформировать собственное мнение о потенциальных министрах.

Они покидали рабочую резиденцию главы государства в абсолютном неведении относительно собственного будущего. Время поджимало, нужно было уложиться до 10 декабря. Так что можно смело сказать, что президентура буквально прыгнула в последний вагон.

Беспомощность национального аутсайдера

Вообще эта история с затянувшимся назначением министров вызвала два противоположных мнения.

Первое: Гитанас Науседа таким образом показал, кто есть власть в стране, для чего изобрел длинную, но ненужную процедуру соответствия человеческого материала знаку качества, сложившемуся в собственной голове.

Лучший пример – его встреча с кандидатом на пост министра финансов Гинтаре Скайсте. В биографии молодой женщины нашлись два черных пятнышка: сама как-то попалась за рулем в нетрезвом виде и тесть самовольно "прихватизировал" одну сотку бросовой и пустующей государственной земли, засадив ее огурцами.

Судя по официальному видеоотчету, больше других ответов Науседу интересовал ответ на вопрос, осознала ли доктор экономических наук прежние ошибки? Можно подумать, ему бы ответили: нет, выводов не сделала, буду продолжать злоупотреблять алкоголем и присваивать госимущество.

Аналогично сложилась встреча Науседы с кандидатом на пост главы Минэнерго Дайнюсом Крейвисом, послужной список которого тоже оказался с червоточиной. "Не будете впредь лоббировать интересы родственников, как делали это в статусе министра экономики?", – поинтересовался президент. "Не буду, – заверил собеседник. – У меня нет личных интересов в энергетике".

К каждому кандидату президент придирался не по существу: этот слаб в английском, эта не видит перспектив, этот излишне самоуверен, эти "не глубоко разбираются в государственных задачах" и так далее.

Единственным, кто прошел президентское чистилище без задоринки, оказался будущий министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис, хотя именно к нему должно бы оказаться вопросов больше, чем к другим. Возможно, тягаться с представителем могущественного и влиятельного клана президент опасается.

Существует второе мнение: президент некомпетентен в кадровой политике до такой степени, что сам не понимает, какие министры нужны в правительстве, чтобы конструктивно с ним сотрудничать. Выбранные им министры еще не подтверждение того, что он окончательно разобрался в ситуации.

Чуть не дошли до кризиса

Даже политики правого толка, всегда поддерживавшие Науседу, оказались в недоумении.

На вопрос, почему так долго тянули резину, попытался ответить лучший в Литве знаток Конституции профессор Витаутас Синкявичюс. 

Главный тезис знатока Основного закона: утверждая или отвергая предложенную кандидатуру на должность министра, глава государства обязан подкрепить решение аргументами, которых, увы, на это раз никто не слышал.

Еще в ноябре Гитанас Науседа заявил, что не собирается утверждать весь список, лежащий на его рабочем столе.

Этим он загнал себе в угол, поскольку в руки правящего большинства отдал решение вопроса о возможном злоупотреблении полномочиями главы государства, который публично выразил недоверие премьеру.

Хоть в итоге и был достигнут какой-то компромисс, все же новое правительство получит полномочия только после того, как его утвердит Сейм Литвы. Процедура затянется, если кто-то из кандидатов не устроит депутатов.

Остается только надеяться, что хотя бы здесь не станут медлить, и в итоге страна получит и новое правительство, и бюджет.

Ведь, согласно Конституции, старое правительство Саулюса Сквернялиса обязано сложить полномочия 23 декабря. То есть времени на обсуждение бюджета практически нет. Что изрядно заставляет нервничать и власти, и простых людей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме