Эпидемия коронавирусной инфекции и карантин наложили отпечаток на торжества по случаю дня рождения литовской армии, отмечаемого 23 ноября.
Военным пришлось отказаться от традиционного парада, уличных выставок оружия, выступлений духовых оркестров и праздничных концертов творческих коллективов системы Минобороны. Тем не менее люди в форме сделали все от них зависящее, чтобы порадовать народ, который обязан гордиться своей армией.
Иерархи католической церкви отслужили мессу, президент и главком возложили цветы к могиле неизвестного солдата, в гарнизонах и на военно-морской базе подняли флаги всех родов войск, телевидение и сетевая пресса уделили максимум внимания виновникам торжеств. Апофеозом праздника стало вручение национальным силам специальных операций (ССО) боевого знамени.
Забытые герои былых времен
Литовская армия берет свое начало с приказа об организации вооруженных сил от 23 ноября 1918 года. Само собой разумеется, что собственных военных кадров у молодой республики не было.
Армия, однако же, очень быстро стала обретать черты, свойственные полноценному воинскому организму.
Конкретно этой работой занялись царские специалисты генерал Юргис Кубилюс, офицеры Владас Нагявичюс, Стасис Настопка, Казис Шкирпа, Миколас Великис, Пятрас Русецкас и другие.
Жаль, но о людях, стоявших у истоков, если и говорят сегодня, то сквозь зубы или вполголоса, а в праздник не вспомнили вовсе. Нынешним политическим элитам выгодно питать миф о том, что армия в 1918 году создавалась почти что с нуля. Между тем факт остается фактом: литовские национальные вооруженные силы выросли из остатков русской Императорской армии.
Оттуда пришли выдающиеся организаторы, обогащенные опытом двух войн – русско-японской и Первой мировой, где отличились тысячи солдат и сотни офицеров с литовскими корнями.
Историки хотя спорят, но сходятся в главном: после развала Империи в Литву вернулись несколько сотен офицеров различных званий и специальностей. Среди них были как выпускники ускоренных курсов прапорщиков, студенты университетов, так и офицеры, закончившие военные училища еще до Первой мировой войны, в том числе Академию Генерального штаба в Петербурге.
Всего вернулись боевой генерал, четыре находившиеся на генеральских должностях лица, 12 полковников, 46 подполковников и капитанов, более 150 младших офицеров в чинах от прапорщиков до штабс-капитанов, несколько сот унтер-офицеров.
Семью орденами и золотым Георгиевским оружием был награжден генерал-майор Сильвестр Жуковский, впоследствии – первый командующий вооруженными силами.
Царскими орденами отмечены его сподвижники Антанас Грушецкас, Миколас Великис, Петрас Битаутас, Пранас Лятукас. Генерал Максим Катхе удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени. Андрей Сенаторский – ордена Святого Владимира 3-й степени с мечами, Игнас Мустейкис и Зенонас Балтушаускас – орденов Святого Владимира 4-й степени с мечами.
Казис Мацкявичюс, Адомас Бутаутас, Антанас Повилайтис, Бронюс Амбразеюс, Йонас Андрюкайтис и еще десятки других офицеров и прапорщиков – Георгиевские кавалеры.
Все они взвалили на свои плечи выполнение задачи по формированию новой армии. И, надо сказать, преуспели. Правда, из соображений политкорректности храбрецам не рекомендовалось носить заслуженные боевые награды. Их официально разрешили носить лишь в 1930 году.
Однако находились люди, которые не слушались указов. Речь о "гусарском полковнике" Повиласе Плехавичюсе, не стеснявшемся появляться с Георгиевским крестом 4-й степени даже на официальных государственных мероприятиях и высоких раутах.
Впрочем, злые языки утверждали, что разрешение – это особая благодарность со стороны президента-диктатора Антанаса Сметоны, которого гусар привел к власти в результате военного переворота 1926 года.
1937 – год кадровых чисток
Армия с середины 20-х годов начала наполняться амбициозной молодежью, прошедшей обучение в военных училищах Чехословакии, Бельгии, Франции и стремительно продвигавшейся по службе. Обострились трения между "стариками" и молодыми офицерами.
Некоторые военные подверглись репрессиям. Ужасной оказалась судьба бывшего начальника Генерального штаба Литвы генерала Константинаса Клещинского, получившего осенью 1939 года ключи от исторической столицы Вильнюса. Буквально следом генерала арестовали по подозрению в работе на ОГПУ Советской России, решением военного трибунала он был признан виновным в шпионаже и расстрелян.
Тем не менее бывшие военнослужащие Императорской армии влияли на положение дел в вооруженных силах практически до лета 1940 года. В 1938 году в армии еще служили 6 генералов, 16 полковников и 23 полковника-лейтенанта, начинавших службу в Смоленске, Витебске, Петрограде, на Кавказском и Румынских фронтах.
В тот же год в Каунасе был проведен съезд, участники которого насчитали 940 участников Первой мировой войны из числа офицеров, нижних чинов и военных чиновников старой русской армии, вернувшихся в Литву в 1917–1919 годах.
"Красная" и "зеленая" часть истории
Армии Литвы к началу Второй мировой войны составляла около 25 тысяч военнослужащих. Офицеров готовило высшее военное училище в Каунасе.
В момент вступления Красной армии на территорию Литвы 14 июня 1940 главнокомандующий генерал Винцас Виткаускас подписал с российской стороной соглашение о беспрепятственном вводе войск. Литовцы не сделали ни одного выстрела. Население с цветами, ликуя, встречало советских солдат.
Армия Литвы была переименована в Народную, а вскоре ее части и подразделения реорганизовали в 29-й территориальный стрелковый корпус Прибалтийского особого военного округа. Солдатами и офицерами Красной армии стали более 16 тысяч литовцев, или 65% бывших вооруженных сил.
Увы, людские пути кардинально разошлись после 22 июня 1941 года. Кто-то остался верен присяге, кто-то сделал выбор в пользу службы фашистской Германии. Военный историк, профессор Валдас Ракутис назвал это "выбором между "красной" и "зеленой историей".
"Красная история" – это история 16-й Литовской стрелковой дивизии и советских партизан. С февраля 1943 года по 9 мая 1945 года 13 764 воина дивизии были награждены более чем 21 тысячей боевых орденов и медалей, 12 человек удостоены звания Героя Советского Союза, за боевые отличия дивизия получила четыре благодарности Верховного Главнокомандующего.
Что касается партизан и подпольщиков, то суммарно в Литве действовало около 10 тысяч советских партизан, объединенных в 67 отрядов. Официальные данные говорят, что за 1941–1944 годы ими было убито и ранено 14 тысяч солдат вермахта и литовских полицейских, организовано более 500 крушений воинских эшелонов и разрушено около ста мостов.
Более 1800 партизан были награждены советскими орденами и медалями, а восьми из них было присвоено звание Героя Советского Союза.
Однако сегодня эта часть военной истории не только забыта, но и вымарана из книг и учебников.
Другие времена, старые правила
В 1991 году вновь потребовались кадры для строительства национальной армии. И вновь пригодились генералы и офицеры Империи, только советской. Полковник Йонас Андрюшкявичюс стал литовским генералом, главкомом вооруженных сил. Полковник Норбертас Видринскас – заместителем министра охраны края-генеральным инспектором, начальником штаба армии.
Подавляющее большинство должностей занимали бывшие офицеры Советской армии, прапорщики, сверхсрочники.
Им обещали золотые горы, но обманули. НАТО постепенно ставил на командные места своих людей.
Повсеместно началась тайная декоммунизация. "Бывших" увольняли сотнями, а тех, кого чистка миновала, выгоняли при первом удобном случае.
Так без должности остался командующий авиаций полковник Юозас Марцинкус. Его уволил командарм генерал Валдас Туткус. А вскоре и самого Туткуса, кавалера двух орденов Красной звезды, полученных в Афганистане в должности командира стрелковой роты, уволили под надуманным предлогом – "за пьянство и аморальное поведение".
Сегодня литовская армия – передовой отряд НАТО, направленный против "недружественных, агрессивных соседей", под которыми понимают Россию и Белоруссию. При этом аналитики НАТО подсчитали, что для захвата страны врагам понадобится лишь 24 часа. Этим сказано все.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.