Премьер Литвы Ингрида Шимоните представила президенту Гитанасу Науседе кандидатуры глав министерств, которых можно причислить к "экономическому пулу".
Минфин, Минэнерго, Минсоцзащиты отданы представителям правящей консервативной партии "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы" (СО-ХДЛ). Минэкономики и Минтранс отошли к кандидатам от либертарианской Партии свободы.
У всех свои скелеты в шкафу
Премьер Ингрида Шимонте рекомендует на пост главы Минфина Гинтаре Скайсте.
"Думаю, доктор экономических наук достаточно разбирается в финансах, чтобы работать в этом важном министерстве. Кандидат была членом парламентских комитетов по социальной политике, по бюджету и финансам, работала в Каунасском городском самоуправлении. У меня нет никаких сомнений в компетенции и ответственности Гинтаре", – сказано в пояснительной записке, которая лежит на столе президента.
Гинтаре Скайсте 39 лет, в 2015 году она защитила докторскую диссертацию на экономическую тему. Является автором двух серьезных исследований и в общении производит очень солидное впечатление.
Но несколько лет назад госпожа Гинтаре попалась каунасской дорожной полиции в состоянии алкогольного опьянения – депутат горсовета возвращалась с корпоратива и села за руль, явно переоценив свои возможности. Второе пятнышко в биографии – незаконный захват участка государственной земли, примыкающей к ее дому, который пришлось вернуть родине.
Несмотря на прегрешения перед законом, доктор наук – неоспоримый лидер в череде кандидатов в министры.
Министром энергетики предложено назначить Дайнюса Крейвиса. Это именно тот человек, который профукал начало строительства БелАЭС, когда стоял во главе Минэкономики во времена премьера Литвы Андрюса Кубилюса. Восемь лет подряд Крейвис боролся против атомной станции, чтобы в ноябре 2020 заявить: "Пора менять риторику в адрес этой АЭС".
Должность министра Крейвис покинул в 2011 году, когда попал под критику президента Дали Грибаускайте: он попался на незаконном лоббировании интересов компании, принадлежащей родне. Взял из бюджета 2 млн литов и с барского плеча разместил госзаказ у своих.
К счастью, за 50 лет жизни иных проступков не совершил. Другой вопрос – сумеет ли человек с дипломом преподавателя школы управлять энергетическим хозяйством государства?
Обещают райские кущи
С лозунгом "Революции нам не нужны" идет в Министерство социальной защиты и труда Моника Новицкене. Это глубоко положительная фигура. Ей 39 лет, всю жизнь серьезно училась, примерная мама.
Сфера деятельности ей досталась чрезвычайно чувствительная, поскольку "социалка" – традиционно узкое место для страны, в которой примерно 600 тысяч жителей балансируют на грани черты бедности.
Но, выступая перед коллегами по Сейму, Новицкене заявила, что не планирует снижать социальные выплаты. "Пока мы считаем, что те выплаты, которые были запланированы, должны сохраниться – и "детские" деньги, и другие выплаты".
По ее словам, могут быть пересмотрены размеры определенных выплат, но снижения не планируется. Если слово удастся сдержать, ее будут считать хорошим министром, даже несмотря на то, что не удастся снизить социальное неравенство или повысить пенсии и выплаты одиноким.
Впрочем, обещания всегда звучат красиво, посмотрим, какими окажутся результаты.
Председатель Партии свободы Аушрине Армонайте, которую номинируют на кресло главы Министерства экономики и инноваций, с восторгом рапортует: "Это счастье – служить своей родине, ее будущему!".
Планы у девушки с нетрадиционной ориентацией обширны, но ее главная цель – достичь такого уровня на новом месте, чтобы "литовский бизнес рос и создавал новые возможности во всем мире, от США до Тайваня!".
Министром транспорта Литвы вполне может стать 37-летний Каспарас Адомайтис. До него Минтранс был "министерством дорог и тротуаров".
При нем станет "составной частью европейского зеленого курса" за счет "инвестиций, повышенных требований к экологии, эффективного использования существующей инфраструктуры".
Популистам слов не жалко
В кресло главы Минюста рекомендована полька Эвелина Добровольска. Ей 32 года, себя позиционирует как эксперта по правам человека, защите интересов национальных меньшинств.
Юридическое сообщество считает, что ее квалификации недостаточно для исполнения обязанностей министра. Образование у молодой женщины скромнее скромного – бакалавр третьеразрядного вуза.
Опыт куцый – школьная активистка, студентка средних способностей, девять лет работы в качестве помощника рядового адвоката, ни одной попытки стать адвокатом или занять должность в любом из департаментов Минюста, общественная деятельность.
Но у человека, претендующего на руководство всей государственной системой правосудия, амбиции беспредельны. Из интервью, которые кандидат в министры раздает направо и налево, можно узнать, что Литве срочно требуются законы, позволяющие гражданам менять пол, заключать браки между мужчинами и между женщинами. Нужно легализовать марихуану в медицинских целях, изменить в сторону либерализации уголовно-исполнительную систему, наладить ресоциализацию и так далее, считает Добровольска.
В интервью журналисту Витянису Мишкинису пани Эвелина рассказала, что обладает достаточными знаниями для работы во главе министерства. Однако, если внимательно изучить беседу, видно, как в ответ на очень конкретные вопросы звучит малопонятная рядовому читателю терминология, частично – околонаучная.
Впрочем, возможно, пресса и коллеги недооценивают потенциал Добровольской, и министр из нее получится отличный. Однако ее противники утверждают противоположное: 95% – что президент Гитанас Науседа отбросит кандидатуру, и только 5% – что согласится назначить на важное министерство.
Резюмируя, имеет смысл подчеркнуть: Партия свободы вытащила счастливый лотерейный билет. Не только прошла в парламент, где создала собственную фракцию, но, примкнув к правящей коалиции, получила три министерских портфеля.
Осталось найти ответ на последний вопрос: новоиспеченные министры окажутся самостоятельными или ими будет кукловодить Ремигиюс Шимашюс, главный идеолог партии? Пока он в должности мэра Вильнюса, но уже явно удобряет почву для прыжка в президентское кресло в 2024 году.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.