В Литве началось досрочное голосование в Сейм Литвы. Из-за эпидемии коронавируса избиратели получили возможность приходить на избирательные участки четыре дня подряд вместо двух, как было в прежние годы.
Критически настроенные умы утверждают: пандемия здесь ни при чем, просто действующая власть опасается, что выборы могут не состояться из-за низкой активности граждан. Поэтому она согласна идти на любые хитрости ради обретения желаемого результата.
Версия имеет право на жизнь. По статистике Минздрава, в самоизоляции находится более 28 тысяч человек. Однако лишь 230 из них (0,821%) зарегистрировались для участия в голосовании – катастрофически мало.
По данным разных источников, игнорировать голосование планируют от 8,8 до 11% – примерно 200 тысяч человек. Еще от 15,8 до 16,6% потенциальных избирателей за трое суток до первого дня выборов не определились, кому отдать голос.
Чтобы мобилизовать электорат, партии обрушили на страну рекламную лавину, руководствуясь старым добрым заокеанским правилом "ради победы хорош любой пиар, кроме некролога". Тем не менее, только пять политических объединений могут дышать относительно свободно. У остальных предвыборные перспективы туманны.
О ходе предвыборной кампании в Литве Baltnews поговорил с общественником Сергеем Резником.
– Сергей Трофимович, какие политические партии поделят между собой портфели депутатов Сейма?
– В канун первого тура появилось немало прогнозов. Кто-то верит, кто-то их отвергает. Жонглирование цифрами – это статистическая забава. Однако тенденции компании по мониторингу общественного мнения схватывают точно.
Например, аналитики из Spinter tyrimai предполагают, что верх займет с результатом 14,5% по итогам двух туров голосования консервативная партия "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы".
Эксперты из Vilmorus на первое место ставят ныне правящую центристскую партию Союз крестьян и "зеленых" Литвы, пророча ей 15,1% голосов.
Пусть числа остаются на совести специалистов по мониторингу. Нам важна тенденция: два независимых друг от друга агентства проводят в парламент две партии с минимальным отрывом друг от друга в 1%.
Следовательно, ошибки быть не может: крупные системные политические силы сохранят присутствие в парламенте.
Компанию им составят члены Социал-демократической партии, которые в состоянии привлечь на свою сторону от 8 до 9% избирателей. Лейбористская Партия труда может заручиться поддержкой 7–8% голосующих. Замкнет "пятерку" партия "Движение либералов", которая сумеет перевалить через 5% барьер.
– Сколько претендентов сумеют приблизиться к этому рубежу, но перескочить не смогут?
– Это очень любопытный вопрос. Каждая политическая сила, которая не сильно упадет, будет балансировать на линии 5%. То есть буквально несколько десятков голосов "за" или "против" способны решить судьбу политических перспектив и амбиций минимум двух тысяч человек.
Именно столько членов должна насчитывать партия в Литве, чтобы ее считали партией. Прорвавшиеся в парламент станут обладателями так называемых золотых голосов, которые способны решить судьбу правящей коалиции той или иной конфигурации.
Ничтожные, но имеются шансы у "Партии свободы", у "Свободы и справедливости" и даже у партии "Избирательная акция поляков Литвы – Союз христианских семей", возможности которой оцениваются максимум в 3,5% – много меньше, чем в 2016 и 2012 годах.
Парламентские старожилы из недавно созданной Социал-демократической партии труда точно в новый Сейм не попадут. Им прогнозируют внимание со стороны только 2,6% симпатизирующих.
Это станет хорошим уроком для разжиревших политических котов, считающих, что имя и прежние заслуги – это бесплатный проездной билет в мягкий вагон парламентского литерного поезда.
К слову, из перечисленного списка мне искренне будет жаль только проигравших поляков. Им доверилось много толковой русской молодежи, но основательная пробка из засидевшихся во власти старичков не позволяет проявиться, раскрыться. Польская деловая молодежь, к сожалению, в эту партию не рвется.
Другие 12 партий, участвующих в выборах, могут расписаться в собственной беспомощности и даже ненужности.
– Из ваших слов следует, что явного победителя не окажется. Какими могут стать правящие коалиции?
– Самыми пестрыми, причудливыми и неожиданными. Традиционная партийная система изживает себя. Можно сказать, что литовские консерваторы и социал-демократы – пережитки прошлого.
Эти партии обновляются за счет личностей, но не за счет идеологического потенциала. В итоге на выходе нет качественного результата, который нужен стране для развития.
Здесь и начинается взаимодействие сил традиционных и сил, порожденных сегодняшним днем. Так сложилась действующая коалиция, такой окажется и будущая. Это неизбежно, поскольку у электората уже есть запрос на перемены, а у закаменевших партий нет идей.
Вероятнее всего, сложится левоцентристская коалиция. Например, из аграриев, трудовиков и соцдемов. Левым проще между собой договориться. Но может сформироваться и правоцентристская: из консерваторов, трудовиков и либералов. Правда, консерваторы не любят делиться портфелями, предпочитая тянуть одеяло на себя.
Наконец, нельзя исключить еще двух архитектурных решений: консерваторы плюс социал-демократы или трудовики плюс либералы и депутаты от так называемой смешанной фракции.
Сегодняшняя ситуация напоминает выборы 2012 года, когда в парламент прошли три примерно равные силы. Хочу подчеркнуть: коалиция – всегда результат торгов, какие бы подводные пороги не встречались на пути.
– Президент Гитанас Науседа может принять в них участие?
– Почему нет? Науседе очень выгодно получить парламент, с которым можно творчески взаимодействовать. На результат выборов президентура повлиять почти не в состоянии. Если говорить о формировании кабинета министров, здесь у команды Науседы есть поле для маневра.
От главы государства могут исходить инициативы при выборе кандидатов в премьеры, в министры и даже в заместители министров. Нельзя забывать, что глава МИД – это вовсе прерогатива президента. На этот пост может быть назначен как человек из любой партии, так и беспартийный. Главное, чтобы Науседа доверял ему.
Кстати, президент уже успел заявить, что согласится поручить формирование кабинета человеку не из партии-победительницы. Можно предположить, что основных кандидатов окажется двое – действующий глава кабинета Саулюс Сквернялис и консерваторша Ингрида Шимоните, которая больше нравится рядовым литовцам. На мой взгляд, в данный момент у дамы шансов больше.
Правда, такой шаг стал бы очень рискованным. Глава государства не может не видеть, что большинство кандидатов в депутаты явно попали не туда, куда должны бы попасть. Они напоминают пассажиров-зайцев, которые хотят бесплатно доехать до нужной им остановки. Если еще на уровне руководителя правительства произойдет отказ от идеологии ценностей партии, выигравшей больше парламентских мест, до кризиса останется немного.