Литовский депутат: я рада, что русофобы наконец-то обломали зубы

Депутат Сейма Ирина Розова

Алиса Чирко

Тема: Парламентские выборы в Литве – 2020

Представитель Русского альянса Литвы Ирина Розова назвала сохранение семьи и поддержку пенсионеров главными приоритетами литовской политики, а также рассказала о своем противостоянии с оппонентами из консервативной партии.

11 октября член Русского альянса Ирина Розова будет баллотироваться в Сейм Литвы по списку Избирательной акции поляков Литвы – Союза христианских семей (ИАПЛ–СХС) под вторым номером. В интервью Baltnews депутат поделилась своими взглядами на приоритетные направления литовской политики и рассказала, как ей удалось выстоять в противостоянии с консерваторами. 

– Г-жа Розова, в этом году вы снова баллотируетесь в Сейм от партии "Избирательная акция поляков Литвы – Союз христианских семей". Расскажите о вашей программе.

– Очень часто в партийных программах используются клише и штампы, которые не раскрывают сути вопроса или идеи. Поэтому людям кажется, что все программы одинаковы. Конечно, идеологически моя программа связана с общими установками ИАПЛ–СХС, но я хочу рассказать о тех ее моментах, которые волнуют каждого человека.

Пандемия вскрыла дефицит человечности и укоренившуюся в нашем обществе дискриминацию по возрасту. Пожилые люди оказались ненужными не только на рынке труда, но и нежелательными пациентами в медицинских учреждениях.

Добавим к этому мизерные пенсии, и встает вопрос: "Как жить пожилому человеку?".

Я уверена, что пришло время Сейму и правительству подготовить и принять государственную программу "Достойная старость", включающую в себя все аспекты жизни пожилых людей. И начинать это делать нужно уже сегодня. А на международном уровне должна быть принята Хартия защиты прав пожилых людей. И это самое малое, что можно и нужно сделать для старшего поколения.

– В этом состоит главное отличие ИАПЛ–СХС от других партий?

– Да, ИАПЛ–СХС – пожалуй, единственная партия, которая все последние годы не только декларирует заботу о семье, но и реально ее осуществляет. Мы стоим за традиционную семью, за то, чтобы в свете новых законодательных документов под предлогом защиты детей не разрушалась семья.

Будущему Сейму предстоит пройти через большое испытание – принять или не принять навязываемую нам Европой Стамбульскую конвенцию, которая под видом борьбы за равенство полов и предотвращение домашнего насилия проталкивает идеи гендеризма. А это еще одно наступление на традиционную семью, имеющее разрушительное воздействие на неокрепшие умы наших детей.

Собрание Избирательной акции поляков Литвы - Союза христианских семей
Собрание Избирательной акции поляков Литвы - Союза христианских семей

– Вы сами являетесь представителем русского национального меньшинства. Как вы считаете, проблема межнациональных отношений в Литве еще существует?

– Проблема межнациональных отношений никуда не исчезла, а в последнее время еще большее обострилась. Пришло время от деклараций перейти к реальным делам. Должны быть внесены поправки в Уголовный кодекс с тем, чтобы ужесточить наказание за разжигание межнациональной розни и дать более четкое и развернутое определение того, какие действия классифицируются как разжигание национальной розни. Люди устали от несправедливости, с которой сталкиваются повсюду.

– Какие еще примеры несправедливости можно привести?

– К сожалению, мы уже перестали удивляться тому, что на скамью подсудимых садятся прокуроры. Еще не ушло в прошлое дело шяуляйской полиции, которая не только "крышевала" наркобизнес, но и сама многие годы в нем участвовала.

Последний раз в скандал оказалась втянута служба спецрасследований: по сфабрикованному ее работниками делу был осужден бывший вице-мэр столицы Ромас Адомавичюс, которому удалось защитить себя в Европейском суде по правам человека, и теперь Литве придется выплатить ему 300 тысяч евро из наших, граждан Литвы, денег. Казнокрадство, заговоры, государственные и дворцовые перевороты – все это старо как мир. Люди не могут добиться справедливости и перестают доверять государству.

Депутат Сейма Ирина Розова
Депутат Сейма Ирина Розова

– Можно ли с этим бороться?

– Да. Придя в Сейм, мы решительно и последовательно будем добиваться того, чтобы в судах начал действовать институт присяжных заседателей, а судьи, которые в настоящее время никому не подотчетны, контролировались соответствующими государственными службами. Необходимо также добиться введения должности парламентского омбудсмена, на которого были бы возложены функции контроля за работой спецслужб. Это лишь некоторые аспекты, которые хотелось бы отметить, говоря о предвыборной программе.

– Как вы оцениваете свои шансы пройти в парламент? После громкого расследования и попыток импичмента, который вам пытались объявить консерваторы, вы стали известной фигурой в литовской политике.

– Каждодневная работа парламентариев – это коллегиальный законотворческий процесс. И процесс этот не всегда виден избирателям. Наша фракция ИАПЛ–СХС выдвинула немало хороших и полезных инициатив.

Но, к сожалению, в литовском парламенте, почти как в шоу-бизнесе, популярность проще получить, замутив скандал.

Говоря об угрозе импичмента, который в отношении меня затеяли консерваторы, хочется отметить, что мы сумели не только противостоять нашим оппонентам и добиться "закрытия вопроса", но и дождаться такого решения комиссии "по расследованию", которое повергло в шок русофобов.  

– А что именно произошло?

– В проекте выводов Комитета национальной безопасности в качестве угрозы безопасности государства были названы имена представителей оппозиции и фактических зачинщиков всего скандала – Лауринаса Касчюнаса, Габриэлюса Ландсбергиса, Арвидаса Анушаускаса, Витаутаса Бакаса.

Модератор дискуссии «Стоит ли менять Конституцию на двойное гражданство?» Бернардас Гайлюс, лидер консерваторов Габриэлюс Ландсбергис, депутат-соцдем Юлюс Сабатаускас, лидер "аграриев" Рамунас Карбаускис (слева направо), 4 октября 2018 года
Модератор дискуссии «Стоит ли менять Конституцию на двойное гражданство?» Бернардас Гайлюс, лидер консерваторов Габриэлюс Ландсбергис, депутат-соцдем Юлюс Сабатаускас, лидер "аграриев" Рамунас Карбаускис (слева направо), 4 октября 2018 года

– В чем их обвинили?

– Комитет в их действиях усмотрел признаки использования разведданных с целью политических манипуляций. Русофобы, которые так долго эксплуатировали миф о "российской угрозе", должны были когда-нибудь обломать зубы, и я рада, что наконец-то это случилось. За этой победой стоят и усилия воли, и поддержка моего Русского альянса, и грамотно выстроенная твердая защита ИАПЛ–СХС. В этой сложной ситуации я не стала играть в поддавки с консерваторами, шла ва-банк. Пожалуй, это тоже в определенной степени повлияло на исход дела.  

– Как думаете, это повлияет на результаты выборов?

– А это мы узнаем 11 октября. 

– Ваши оппоненты из консервативной партии пытались объявить вам импичмент, апеллируя бездоказательными обвинениями. Нет ли у вас опасений, что эта ситуация может повториться?

– Повториться? То, что придворный литовский журналист Андрюс Тапинас публично, не тайно, объявил акцию "Сейм без Томашевского", и все сторонники демократии и защитники прав человека дружно промолчали, говорит о том, что повториться может все, и даже в худшем виде.

А что касается меня лично, то у меня, наверное, выработался иммунитет, опыт выживания в экстремальных ситуациях. Ведь это была не первая попытка консерваторов избавиться от меня как от представителя русскоязычных в парламенте. Первая была еще в 2007 году... То, что консерваторы с треском проиграли так называемое дело Розовой, безусловно, заставит их добиваться реванша. Но это и есть извечная борьба идеологий. 

– Если вдруг после выборов представители консервативной партии "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы" (СО–ХДЛ) неожиданно пересмотрят свои взгляды и предложат вашей партии сформировать коалицию, ИАПЛ-СХС на это пойдет?

– Еще в июле, общаясь с журналистами, лидер консерваторов Габриэлюс Ландсбергис сказал, что руководимая им партия после выборов готова работать в коалиции со всеми политическими силами, за исключением ИАПЛ–СХС.

В качестве желаемого партнера правящей коалиции консерваторы видят Партию труда, а вот с поляками – ни за что и никогда.

Эта нелюбовь у нас взаимна. И ИАПЛ–СХС, и СО–ХДЛ – антагонисты. Поэтому с консерваторами мы тоже – ни за что и никогда!

– Какие из партий больше всего разделяют ваши ценности, с которыми ИАПЛ–СХС теоретически могла бы сформировать коалицию?

– ИАПЛ–СХС и Союз крестьян и "зеленых" Литвы (СКЗЛ), работающие в правящей коалиции, – это не те традиционные партии, которые находятся на политическом поле Литвы десятки лет. Нигде не учат быть министрами или премьерами. Государственное мышление приходит с опытом, а до этого возможны ошибки, которые огорчают и разочаровывают. Их надо признать и исправлять.

То, что Союз крестьян и "зеленых", несмотря на козни либералов и консерваторов, четыре года продержался у власти, во многом зависело от честной партнерской позиции ИАПЛ–СХС. Я думаю, что успешная в целом, результативная работа в действующем Сейме правящего большинства дает основания для того, чтобы эти две партии и впредь доверяли друг другу и работали вместе.

Ссылки по теме