Итог выборов в Сейм Литвы предопределен: консерваторы проиграют

Годовой доклад президента Литвы Гитанаса Науседы, 18 июня 2020

Егор Иванов

Тема: Парламентские выборы в Литве – 2020

Осенью в Литве состоятся очередные выборы в Сейм, на которых оппозиция попытается сломить правящую партию "Союз крестьян и зеленых Литвы". Но вряд ли у нее это получится.

11 октября 2020 года в Литве должны состояться очередные выборы в Сейм, на которых оппозиция попытается сломить правящую партию "Союз крестьян и зеленых Литвы" (СКЗЛ). Согласно последним опросам, главным претендентом на победу является консервативная партия "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы" (СО-ХДЛ), однако уже сегодня ясно, что взять власть правым не удастся.

Каков расклад

Консерваторов можно смело назвать партией, которая основывает свою политику не на поиске точек соприкосновения, не на компромиссах и желании объединить граждан, а на противоречиях, враждебности, безжалостной критике оппонентов, стремлении обозначить явного врага, а потом отчаянно с ним бороться.

СО-ХДЛ, которой руководит Габриэлюс Ландсбергис, – главный критик и сторонник жесткой конфронтации с Россией и Белоруссией. Несмотря на то, что уже на протяжении восьми лет они находятся в оппозиции, партия остается одной из самых влиятельных в стране, возможно – самой влиятельной. Нередко именно консерваторы и приближенные к ним общественные деятели – представители госпредприятий, журналисты, политологи, обозреватели, публицисты, блогеры, экономисты – формируют ключевые вехи отечественной политики, клеймя неугодных и успешно избавляясь от тех, кто идет против намеченного ими курса.

Лидер партии "Союз Отечества - Христианские демократы Литвы" Габриэлюс Ландсбергис, архивное фото
Лидер партии "Союз Отечества - Христианские демократы Литвы" Габриэлюс Ландсбергис, архивное фото

Последние опросы говорят о том, что консерваторы лидируют – сегодня за них готовы проголосовать 14,3% избирателей. За последние месяцы число тех, кто поддерживает правых, уменьшилось на 3%, но СО-ХДЛ по-прежнему стоит на первом месте, однако перевес минимальный. На втором месте – правящие "аграрии", которых ведет депутат-олигарх Рамунас Карбаускис. За СКЗЛ готовы проголосовать 13,4%. На третьем месте – оппозиционные социал-демократы во главе с Гинтаутасом Палуцкасом, их результат составляет чуть больше 9%. Замыкает четверку лидеров лейбористская Партия труда, где председательствует евродепутат Виктор Успасских. Отдать голос за "трудовиков" обещают около 5% опрошенных.

Хорошо-хорошо, да не очень-то

У СО-ХДЛ есть все шансы занять первое место на выборах, получив больше всего голосов и мест в парламенте, но это отнюдь не означает, что они одержат победу. СО-ХДЛ – партия 30%. У них есть стабильный электорат, год от года результаты на выборах могут колебаться от 25% до 30%, при более успешном раскладе – от 30% до 35%, но этого недостаточно для того, чтобы взять власть.

Ярким тому подтверждением стали результаты на минувших президентских выборах.

Кандидат консерваторов Ингрида Шимоните одержала победу в первом туре, получив 31,3% голосов. Во втором туре она с треском проиграла Гитанасу Науседе, который удвоил свою поддержку, – за него проголосовали 66% избирателей.

Шимоните в перерыве между первым и вторым турами привлекла на свою сторону меньше 2%.

Конечный результат составил около 33%. Аналогичная ситуация произошла на выборах в Сейм четыре года назад. В первом туре консерваторы одержали уверенную победу и уже начали делить посты, но во втором туре – в одномандатных округах – потерпели фиаско, уступив СКЗЛ. Все это говорит о том, что 30% – потолок для консерваторов. На большее эта партия пока не способна, поскольку львиная доля граждан ни при каких обстоятельствах не готова за них голосовать.

Кандидат в президенты Литвы, Ингрида Шимоните в своём избирательном штабе во время первого тура выборов президента Литвы
РИА Новости
Кандидат в президенты Литвы, Ингрида Шимоните в своём избирательном штабе во время первого тура выборов президента Литвы

Политические убеждения значительной части населения можно охарактеризовать следующим образом – проголосуем за кого угодно, лишь бы не допустить консерваторов к власти. Причин здесь несколько.

Во-первых, многие помнят болезненные последствия финансового кризиса 2009 года – в то время у власти были консерваторы. Как и многие другие развивающиеся экономики ЕС, Литва оказалась на грани коллапса. Чтобы смягчить удар, правительство пошло на ряд непопулярных шагов – сократили зарплаты работникам общественного сектора, урезали пенсии, подняли налоги, снизили госрасходы. В результате увеличились бедность, социальная разобщенность, неравенство, подскочила эмиграция. Во-вторых, как уже говорилось, СО-ХДЛ – партия, которая ставит во главе угла борьбу с внешними и внутренними врагами, критикует всех почем зря и гораздо чаще руководствуется принципом "разделяй и властвуй", нежели "вместе мы сила" или фундаментальным лозунгом ЕС "единство в многообразии".

Основная проблема кроется в том, что у партии нет подспорья – нет союзников, нет тех, кто готов был бы войти с ними в коалицию на правах младшего брата или партнера. Раньше эту роль выполняли либералы, но сегодня они раскололись на два лагеря – есть вероятность, что ни одна из либеральных сил не попадет в парламент вообще. Голоса распределятся поровну, но никто не гарантирует, что партии смогут преодолеть пятипроцентный барьер.

Чем это грозит консерваторам? Отсутствие партнера заведомо лишает их возможности стать ядром для создания новой правящей коалиции. Партия стала заложником ситуации, она повторяет судьбу латвийской Социал-демократической партии "Согласие". На каждых выборах она побеждает, но остается в оппозиции, поскольку конкуренты работать с ней не хотят.

Сегодня почти очевидно, что после октябрьских выборов победу одержит левоцентристский блок. Вопрос лишь в том, кому уготована роль первой скрипки. Сумеет ли правящая СКЗЛ сохранить лидерство, либо же пальма первенства вновь вернется к социал-демократам, уступившим власть "аграриям" в 2016 году, – вопрос открытый. Учитывая тенденции, у соцдемов шансов больше, а депутаты от СКЗЛ и лейбористы могли бы стать подспорьем и младшими партнерами по правящей коалиции. Договориться между собой им будет гораздо проще, нежели с консерваторами, которых недолюбливают абсолютно все. Карбаускис и Успасских "на ножах" с руководителями СО-ХДЛ – те отвечают им взаимностью. На Палуцкаса же ведущие функционеры СО-ХДЛ уже навесили ярлык "агента Кремля".

Иными словами, перспектив для успешного сотрудничества с одной из трех лидирующих партий у консерваторов просто нет, да и время показало, что работать с ними невозможно. После парламентских выборов в 2016 году "аграрии" попытались сформировать коалицию с правыми, но довольно быстро отказались от этой идеи, так как партнеры, которые заняли второе место, сразу поставили себя выше Рамунаса Карбаускиса и его команды во главе с действующим премьером Саулюсом Сквернялисом.

Рамунас Карбаускис
BALTNEWS.lt / Михаил Прощин
Рамунас Карбаускис

Не убьют, но больно покусают

Другая проблема СО-ХДЛ кроется в том, что на этих выборах у них появятся конкуренты в лице новоявленных правых партий. Одну из них учредили отколовшиеся от консерваторов депутаты Сейма Йонас Дагис и Эгидиюс Варейкис. Политическая сила получила название Христианский союз "Согласие и благосостояние". Дагис покинул ряды правых со скандалом, обвиняя руководство партии в цензуре, предательстве традиционных ценностей, резком повороте влево и чрезмерном либерализме, что противоречит духу СО-ХДЛ.

Также консерваторов "поклюет" триединый список из трех правых партий, который возглавит философ Арвидас Юозайтис. Долгие годы он находился в тени, не занимался политикой, писал книги, но в 2019 году решил принять участие в президентской гонке и добился определенных успехов, замкнув пятерку лидеров с результатом в 4,7%. Для новичка это был вполне неплохой результат. Вместе с ним в одном списке пойдут лидер Центристской партии, член Сейма Наглис Путейкис и глава ультраправых националистов Сакалас Городецкис.

Арвидас Юозайтис
Арвидас Юозайтис

Помимо этого, на места в Сейме претендует еще один новичок – крайне правая партия "Национальное объединение" под руководством профессора Витаутаса Раджвиласа.

Все вышеупомянутые политики не ладят с лидерами СО-ХДЛ. Вероятность, что эти партии преодолеют пятипроцентный барьер, крайне мала – шансы есть у списка Юозайтиса, – но все эти группировки нацелены на электорат консерваторов, поэтому часть голосов СО-ХДЛ потеряет. Для Ландсбергиса и его компании это очень плохо – на счету каждый голос.

Между тем соцдемы, либералы и люди левых взглядов за ультраправых голосовать не пойдут. Возможно, карликовые правоцентристы и ультраправые привлекут на свою сторону некоторых избирателей правящей СКЗЛ, но социал-демократы и лейбористы фактически не пострадают.

Пятая колонна

Положение консерваторов усугубляют результаты праймериз. Накануне на внутрипартийных выборах члены партии формировали список кандидатов на предстоящие выборы в Сейм. Неожиданно для всех большинство голосов получили представители крайне правого партийного блока и так называемое христианское крыло.

Вслед за лидерами избирательного списка – неприкасаемыми Ингридой Шимоните и Габриэлюсом Ландсбергисом, которые заняли первую и вторую строчки по умолчанию (за них не голосовали), на третьей и четвертой позициях расположились Лауринас Касчюнас и Паулюс Саударгас. Первый близок не столько к консерваторам, сколько к националистам, а второй – истовый христианин, поборник тех ценностей, за которые агитирует покинувший партию Йонас Дагис.

В экспертных кругах эта новость вызвала большой резонанс.

Результаты внутрипартийных выборов – дурной сигнал для Габриэлюса Ландсбергиса, который не имеет ничего общего с националистами и ультраправыми. Ландсбергис – консерватор либерального толка. Первый номер в списке – Ингрида Шимоните – еще больший либерал. За них активно голосуют прогрессивная молодежь и более-менее состоятельные жители крупных городов.

Либеральное крыло партии потерпело поражение, лидер партии вынужден признать, что, несмотря на наносную популярность, внутри партии его позиции пошатнулись. Недоброжелатели в очередной раз не преминули съязвить: Ландсбергис унаследовал пост вождя, он держится только за счет именитой фамилии и авторитета доживающего свой век деда – первого руководителя независимой Литвы Витаутаса Ландсбергиса.

В то же время любимица либеральной общественности и деловых СМИ Ингрида Шимоните неоднократно высказывалась в поддержку представителей ЛГБТ-сообщества, за необходимость узаконить партнерство однополых пар. Также политик выступает за принятие закона о национальных меньшинствах, который расширит языковые права поляков и частично усилит права русскоязычных. Для традиционного электората правых эти вещи неприемлемы.

Таким образом, ситуация двоякая. Внутрипартийное поражение скажется на позициях руководства, внесет сумятицу, единство СО-ХДЛ пошатнется. Часть электората может изменить партии с другими правыми, так как принципы, декларируемые Шимоните и Ландсбергисом, чужды.

В то же время более широкие общественные группы и либеральная прослойка избирателей, поддерживающих Шимоните, откажутся голосовать за партию, так как условные ультраправые в первой десятке списка – Касчюнас, Саударгас или Ажубалис – олицетворяют для них все то, что они так ненавидят, – нетерпимость, гомофобию, антисемитизм, фундаментализм, антиглобализм и враждебность по отношению к мигрантам.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме