Сокрыли или проглядели? В Литве гадают, почему за время карантина подскочила смертность

Митинг в защиту конституционных прав граждан страны в Вильнюсе
© Sputnik / Владислав Адамовский.

Егор Иванов

За время карантина в Литве подскочила смертность. Однако на официальном уровне никто не может объяснить, что стало причиной ухудшения ситуации.

Согласно свежей информации Департамента статистики при Министерстве финансов Литвы, в период за март-май число смертей подскочило сразу на десять процентов – это почти на 400 случаев больше, чем за аналогичный временной промежуток прошлого года. Неблагоприятные цифры не на шутку взволновали общественность.

Ситуацию усугубляет то, что вот уже больше трех месяцев ответственный за публикацию детальных данных о смертности Институт гигиены Литвы, подконтрольный Минздраву, не обнародовал эту информацию. Последние сведения датируются февралем, но с наступлением карантина, который ввели 16 марта, а отменили 17 июня, никаких обновлений в базе не было.

Сотрудники ведомства винят государственный Центр регистров, который так и не предоставил обработанные данные, а в центре, в свою очередь, говорят о технических накладках. Двусмысленная ситуация породила еще больше недоверия в обществе, любители теорий заговора поспешили заявить, что власти скрывают цифры и замалчивают неудобную информацию.

Ключевой вопрос: в чем причина столь негативного роста? Существует мнение, что причиной всему карантинные ограничения, а точнее – решение закрыть больницы, поликлиники, клиники, медучреждения, остановить плановые приемы и очные осмотры. Все это больно сказалось на тех, кто в этом нуждается, тех, кто находится в группе риска. Во время карантина больницы принимали только срочных пациентов, даже плановые операции были остановлены, но болеть от этого меньше люди не стали. При этом коронавирус здесь, разумеется, ни при чем, поскольку жертвами этой инфекции, согласно Минздраву, стали только 78 человек.

Открытие кафе в Вильнюсе в условиях карантина
© Sputnik / Владислав Адамовский.
Открытие кафе в Вильнюсе в условиях карантина

Всевидящий парламент

Сложившаяся ситуация вызвала обеспокоенность даже на уровне Сейма. Так, группа депутатов из четырех парламентских партий подготовили проект резолюции и обратились к министру здравоохранения Аурелиюсу Вериге, главе Института гигиены Ремигиюсу Янкаускасу и руководителю Центра регистров Саулюсу Урбанавичюсу с настойчивой просьбой обнародовать данные по смертности с указанием причины летальных исходов за март-май.

"Беспокойство вызывает не только рост смертности, но и незнание причин смертей. Необходимо выяснить и понять, не может ли увеличение смертности быть связано со сложившейся чрезвычайной ситуацией в Литве и принятыми решениями относительно ограничений по оказанию услуг в сфере здравоохранения", – пишет один из авторов резолюции Пауле Кузьмицкене.

Министр здравоохранения Литвы Аурелиюс Верига
Министр здравоохранения Литвы Аурелиюс Верига

Ей вторит и ее коллега депутат Антанас Матулас.

"Понятно, что изначально временно ограничить медицинские услуги было необходимо, чтобы пресечь распространение пандемии, однако следует отметить, что вместе с этим не оценили и не подготовились взять под контроль негативные последствия по отношению к другим болезням и их предотвращению", – сказал он.

По мнению депутата Юлюса Сабатаускаса, пандемия обнажила проблемы в сфере здравоохранения. По его словам, "один кризис сменился другим". Народный избранник утверждает, что отсутствие возможности попасть к врачу на протяжении нескольких месяцев привело к печальным последствиям.

"Пациенты записываются ждать в очереди еще несколько месяцев, чтобы попасть к врачам. Сами медики говорят, что такие проволочки могут стать определяющими факторами для здоровья и даже жизни людей. Консультации по телефону сравнивают с лотереей – врач отгадает болезнь или нет. Такая продолжающаяся по сей день ситуация, когда жители не могут получить услуг по лечению, я называю новым кризисом системы здравоохранения. Ведь люди болеют и умирают не только из-за коронавируса. Напротив, 99 процентов пациентов страдают другими заболеваниями", – приводит слова депутата пресс-служба Социал-демократической партии Литвы.

История из жизни

Одним из первых политиков, обративших внимание на неутешительную статистику, стал депутат Европарламента Виктор Успасских. По его словам, в начале года число летальных исходов в стране уменьшилось, но в марте, когда был введен карантин, ситуация резко поменялась. В марте 2020 года в Литве скончался 3571 человек – на 394 человека больше, чем годом ранее. В апреле – 3612 – на 330 больше, чем за аналогичный месяц в 2019 году.

"Умер член семьи одного моего знакомого из Клайпеды. Его привезли в больницу с микроинсультом. Ему не предоставляли соответствующую медпомощь до тех пор, пока он не был проверен на наличие Covid-19, а это заняло больше шести часов, когда медицинская помощь была нужна особенно и быстро. Тест был отрицательным, но оказывать помощь было уже слишком поздно", – писал евродепутат, отмечая, что в борьбе с коронавирусом система здравоохранения забыла о других болезнях.

Виктор Успасских
Виктор Успасских

Как пишет новостной портал Atvira Klaipėda, говоря о смертности, ситуация в Клайпеде вызывает вопросы. На данный момент детальная статистика отсутствует, но, по неофициальной информации, полученной от представителя морга одной из больниц, пожелавшего сохранить анонимность, смертность в портовом городе выросла почти в два раза. Он не связывает ухудшение показателей со вспышкой коронавируса. Чаще всего в роли жертв выступают те, кто страдает от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Нельзя исключать, что это произошло от того, что люди были лишены возможности своевременно проконсультироваться у врачей и попасть на плановый осмотр.

Позиция Минздрава

В то же время министр здравоохранения Аурелиюс Верига призвал народных избранников отказаться от панических настроений. По его утверждению, детальной информации пока нет в публичном доступе, так как система не успевает их обработать – это вопрос сугубо технического толка. Никто не пытается скрыть неудобную информацию или замолчать правду.

Кроме этого, глава Минздрава подчеркивает, что, по его информации, никакого резкого скачка смертности нет.

"Для ученых будет очень серьезный вызов проанализировать данные, так как, даже если число смертей не отличается от среднего показателя, может быть так, что в каких-то сегментах число смертей будет меньше, где-то будет больше, но за такой короткий срок очень сложно сделать выводы о росте, поскольку есть естественные колебания, которые мы тоже не можем объяснить. Даже сравнивая их с теми же месяцами разных лет, мы видим различия – даже не учитывая Covid-19", – сказал министр на пресс-конференции.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме