Грибаускайте нашла работу. В ООН готовятся к ее авторитарному стилю руководства

Даля Грибаускайте выступает перед Генеральной ассамблеей в Нью-Йорке

Лейла Акбашева

В ООН под экс-президента Литвы Далю Грибаускайте создали новую комиссию, которая займется разработкой рекомендаций по вопросам международной финансовой отчетности, прозрачности и добросовестности.

Вместе с экс-премьер-министром Нигерии Ибрагимом Маяки бывшая президент Литвы Даля Грибаускайте встала во главе специальной комиссии (Financial Accountability, Transparency and Integrity – FACTI) Организации Объединенных Наций. FACTI в марте учредили глава Генеральной ассамблеи ООН и президент Совета по экономическим и социальным вопросам этой же международной организации. Главная цель новой структуры сведена к обязанности преградить путь таким глобальным финансовым преступлениям, как уклонение от налогов, отмывание денег и коррупция. 

Среди членов комиссии – политики, представители академического сообщества, гражданского общества и независимого сектора из разных стран. Они будут разрабатывать рекомендации по преодолению уязвимости международных институциональных и правовых систем, связанных с финансовой отчетностью, добросовестностью и прозрачностью. Проще говоря, плодить рекомендательные документы, поскольку никакими правами контролирующего органа новая комиссия не наделена.

Как много пользы будет от усилий тандема Грибаускайте-Маяки, увидим не раньше, чем через пять лет. Что касается желания руководителей ООН пристроить нужных людей на теплые места, оно исполнилось.

Насколько сочетаются Даля Грибаускайте и ее новый рабочий кабинет? Хорошо дополняют друг друга, если коротко. Но можно и развернуть ответ. Дело в том, что классическим президентом Грибаускайте никогда не была. Можно сказать, что у Литвы на протяжении 2009–2019 годов было два премьера. Один руководил кабинетом министров, а второй командовал главой правительства. 

"Президент – администрирующая участница политики без политики". Эту формулу в 2012 году вывел политолог Лаурас Белинис и во много оказался прав на годы вперед. К слову, Белинис – автор нескольких книг о первом президенте-женщине. Например, в его работе "Президент", политолог, анализируя речь на инаугурации, высказывания и реплики главы страны, редкие монологи, интервью и годовые сообщения, размышляет, не закрепляет ли в обществе образ "янтарной леди" идею авторитарной власти?

В словах Грибаускайте автору не хватает политического мышления о Литовском государстве. Годовые сообщения напоминают политологу инструктаж начальника непокорным подчиненным. Он видит парадокс: президент Литвы должна действовать в политическом, а не административно-хозяйственном пространстве. Но бывшая еврокомиссар, которой из бюрократа пришлось превратиться в политика, противопоставляет себя политикам и остается чиновницей.

И в этом смысле ей будет несложно отказаться от стиля работы президента, которым леди Даля так и не овладела, в пользу стиля менеджера крупной бюрократической конторы. Например, формируя в 2009 году команду советников, Грибаускайте набирала не признанных экспертов, а малоизвестных третьеразрядных специалистов без связей. Так она стремилась ограничить себя от любого влияния со стороны бизнеса или серьезных политических сил. 

То есть все десять лет Грибаускайте не расставалась со шпаргалками, которые привезла в Литву из Брюсселя, где была еврокомиссаром по финансам.

"Всегда она наибольшее внимание уделяла управлению финансами и хозяйством государства, позиционировала себя, как крепкий экономист. Участие в политико-партийной системе Литвы было минимальным. Глава государства избегала или игнорировала политические объединения, не видела смысла общаться с их представителями", – утверждает политолог Белинис.

Действительно, всегда казалось, что президент очень старается отвоевать себе место на поле деятельность правительства. С трудом верится, что в коридорах ООН Грибаускайте станет вести себя по-другому, поскольку "политических переговоров не допускает, политических решений избегает, однако интенсивно делает административные шаги".

Опять сошлемся на примеры. Уже год не будучи президентом, в апреле 2020 года бывшая "янтарная леди" в разгар эпидемии коронавируса обрушилась на министра здравоохранения Аурелиюса Веригу. Мало того, что обозвала назначенного ею министра ослом, так еще бульдозером проехалась по всему кабинету.

Министр здравоохранения Литвы Аурелиюс Верига
Министр здравоохранения Литвы Аурелиюс Верига

"Административные способности в нашем государстве не слишком большие и хорошие", было сказано так, будто лично экс-президент не имела никакого отношения к формированию в декабре 2016 года правительства и напрочь не забросила подготовку кадрового резерва. Зато советов, как обычно, оказалось с избытком:

"Выбора нет, мы будем вынуждены учиться, каждый бизнес, каждый человек. Будет такой экономический кризис, какого мир еще не видел. С кризисом в здравоохранении мы справимся скорее, но последствия будут намного сложнее. Всем надо проявить терпение, собраться и жертвовать", – сказала Грибаускайте, уже зная, что назначена в новое кресло.

Этот пример говорит следующее: она редко действовала заодно с правительством. 

Шлейф авторитаризма – вот что характерно для нашей героини. Она прекрасно научилась строгими фразами критиковать политиков и чиновников, экспонировать плохо сдерживаемый гнев и молчать, когда ждут четкого ответа. 

Негибкая манера общения и образ строгого и требовательного президента создают напряжение страха и контроля для "плохих" чиновников и политиков. Грибаускайте превращает присутствие предварительного чувства вины в системную норму. Стратегия президента слушать и быть услышанной для части общества становится не возможностью критической рефлексии, а поиском соответствия или несоответствия высказываемым требованиям в своей деятельности и в деятельности окружающих. Под таким воздействием человек лишается инициативы, отбирает у себя возможность мыслить и действовать без понуканий сверху. Так формируется культура страха перед властью.

Если руководителям ООН в боссы Financial Accountability, Transparency and Integrity нужен именно такой человек, тогда их выбор с Грибаускайте попал в "яблочко". Но если им как-то иначе представлялась одна из двух первых фигур, то как бы не пришлось в ближайшем будущем жалеть о приглашении в международное кресло чиновника с очень своеобразными взглядами на роль и задачи руководителя.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме