Дело Палецкиса: кто дает показания против литовского оппозиционера

Плакат в поддержку Альгирдаса Палецкиса
© фото из личного архива Алена Сулковская

Алла Березовская

Состоялось судебное заседание по делу литовского журналиста и политика Альгирдаса Палецкиса, обвиненного в шпионаже в пользу России. Он провел под следствием уже более года. Прокуратура просит продлить срок содержания под стражей еще на три месяца.

Вчера в литовских СМИ появилась скупая информация о деле политического узника Каунаса – журналиста Альгирдаса Палецкиса. Он провел под следствием уже более года. Прокуратура просит продлить срок содержания под стражей еще на три месяца.

По словам прокурора Видигирене, расследование затянулось из-за очень большого объема следственного материала. "Множество электронных носителей данных, где собран огромный объем информации, который невозможно кое-как просмотреть, нужно все проверить, пересмотреть, открыть каждый. Например, писем десять тысяч, их нужно все изучить. На это нужно время", – сказала она. Кроме того, назначены почерковедческие экспертизы, проводится восстановление документов, запрошена информация в зарубежных странах.

Экс-вице-мэр Вильнюса Альгирдас Палецкис
РИА Новости
Экс-вице-мэр Вильнюса Альгирдас Палецкис

Прокурор попросила суд продлить подследственному арест еще на три месяца: "Мотив остается тем же – подозреваемый может сбежать и скрыться от расследования и суда", – заверила она. Суд свое решение огласит 20 декабря. Сам Палецкис на суде присутствовать не смог из-за плохого самочувствия.

За 14 месяцев тюрьмы Альгирдас похудел почти на 50 кг. Два месяца назад при виде доведенного до последней стадии истощения этого мужественного человека, люди в зале суда не могли сдержать своего негодования. Волна возмущений прокатилась по многим странам мира, десятки людей вышли к посольствам Литвы с плакатами в защиту Палецкиса.

Митинг в поддержку Альгирдаса Палецкиса у посольства Литвы в Латвии
© Baltnews
Митинг в поддержку Альгирдаса Палецкиса у посольства Литвы в Латвии

То, что с ним сейчас творит литовская юстиция в лице прокуратуры, вполне можно назвать изощренной пыткой с целью сломать непокорного бунтаря и заставить его признаться в том, в чем не был виноват...

Как известно, Альгирдаса обвиняют в том, что он и другие фигуранты дела по поручению Федеральной службы безопасности (ФСБ) России якобы собирали информацию о литовских должностных лицах, прокурорах, судьях, имеющих отношение к расследованию дела о событиях 13 января 1991 года, а также в том, что собирали другую информацию.

"В данный момент предъявлены уведомления о подозрениях, есть и другие лица", – сказала Видугирене журналистам. – В этом деле одному лицу предоставлен статус спецсвидетеля"…

А вот тут, я думаю, кое-что может прояснить фрагмент из эссе Палецкиса, которое он недавно прислал из тюрьмы…

Великие дела

"Все дело против этого политического бунтаря основано только на показаниях его знакомого. А эти показания мы вытянули после того, как этому знакомому сначала "организовали" дело за хранение фотографий с детской порнографией", – тихо объяснял опытный работник молодому коллеге.

"Человек в состоянии шока начал умолять, чтобы мы не оглашали его позора, а разбирались с его преступлением по закрытой процедуре. Мы согласились. Однако предложили ему взамен дать нужные нам показания против этого бунтаря. Он это и сделал.

Нарыть что-нибудь более существенное на него нам не удалось. А для того, чтобы мы могли держать его в тюрьме второй год без суда, мы периодически вбрасываем очередную ложь в СМИ из того арсенала, что нам наговорил его знакомый…".

Работник умолк, ожидая, какая будет реакция его молодого сослуживца.

– Правовое государство, – ухмыльнулся тот. Пообедав, они в хорошем настроении вернулись на работу.
Их ждали великие дела…

И еще одна цитата от Альгирдаса – из его письма на имя евродепутата Татьяны Жданок:

"Они планируют прикрыться "гостайной" и провести мой суд за закрытыми дверями – примерно в конце этого, начале 2020 года хотят начать. Ибо на открытом суде все бы всем стало ясно. А на таких "основаниях", как в моем случае, становится возможным осудить на 7-10 лет любого, кто им не понравился, как "шпиона".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме