Бывший министр транспорта, экс-глава партии "Движение либералов" Элигиюс Масюлис, обвиняемый в получении крупной взятки, заявил, что бывший президент Даля Грибаускайте пыталась повлиять на владельцев крупных коммерческих СМИ.
Одиозный политик Масюлис, который уже больше двух лет воюет в судах за свое честное имя, еще в 2016 году, когда только началось рассмотрение дела, обратился к ошарашенной этой новостью общественности: "Придет время – я расскажу столько, что в Литве будет интересно жить".
Похоже, он сдержал слово. После очередного судебного заседания Элигиюс Масюлис вышел к журналистам и безапелляционно заявил следующее: "Во время беседы (с руководством концерна MG Baltic. – прим. Baltnews) я со своей стороны изложил просьбу, что Даля Грибаускайте, президент Литовской Республики, хотела бы, чтобы ее более позитивно освещали на принадлежащих концерну телевизионных каналах".
По его словам, он лично получал подобные просьбы от главы государства и сообщал о них руководителям одного из крупнейших в Литве концернов. Последнему принадлежат несколько коммерческих телеканалов. Среди них одни из ведущих – LNK, BTV и новостной Info TV. Позже сам глава концерна Дарюс Моцкус, выйдя из зала Вильнюсского окружного суда, подтвердил журналистам слова Масюлиса – президент действительно хотела использовать принадлежащие ему СМИ в корыстных целях.
Точка исхода
Напомним, с чего все начиналось. В уже далеком мае 2016 года один из самых популярных на тот момент политиков Элигиюс Масюлис – лидер не менее популярной партии либералов – был обвинен в получении взятки в размере 106 тыс. евро от вице-президента концерна MG Baltic Раймондаса Курлянскиса. Оказалось, что Служба специальных расследований (ССР) давно вела наблюдение за политиками, его однопартийцами и представителями компании. Масюлиса буквально поймали за руку, так как эти 106 тыс. евро были помечены оперативниками накануне задержания.
Позже в ходе обыска в квартире Масюлиса были найдены еще 250 тыс. евро. Курлянскиса временно заключили под стражу, а Масюлис на тот момент был депутатом Сейма, старостой парламентской фракции, но под давлением партии и правоохранительных органов он сложил с себя полномочия депутата, отказавшись от неприкосновенности. Одновременно он покинул пост главы партии.
Прессе Масюлис заявил, что он не виновен и заинтересован в скорейшем завершении расследования. Тем не менее это сломало всю его политическую карьеру и подорвало рейтинги партии, хотя на предстоящих выборах в 2016 году у Масюлиса были все шансы стать новым премьер-министром.
После этого политик замолк, оправдывая свое молчание тем, что следователи, адвокаты и прокуратура просили его отказаться от комментариев, пока идет расследование. События развивались стремительно, вскоре выяснилось, что Масюлис далеко не единственный фигурант этого дела.
За лоббирование политических интересов концерн, как предполагается, платил взятки многим политикам и пытался влиять на разные политические силы, но "Движение либералов", по сути, стало карманной партией бизнес-группы. Впрочем, здесь нужно поставить запятую и подчеркнуть, что это лишь подозрения и обвинения, но виновными упомянутых деятелей еще никто не признал.
Не исключено даже, что оправдают за отсутствием состава преступления, так как большинство улик – косвенные. Явных доказательств того, что Масюлис брал эти деньги для партии и был готов их "отработать", – нет. В противном случае суд приговорил бы его гораздо раньше.
Помимо Масюлиса, в получении взяток и торговле влиянием обвинили представителей лейбористской Партии труда. В то же время десяток политиков, бизнесменов, депутатов, общественных деятелей и журналистов до сих пор дают показания и проходят по делу как свидетели.
Учитывая масштаб, астрономические суммы и степень вовлеченности в это дело самых разных представителей истеблишмента, дело получило статус эпохального. В Литве такого не видели давно. Когда оно завершится – никто не знает. С каждым месяцем, с каждым годом оно лишь обрастает новыми обстоятельствами, а сегодня, как оказалось, в нем замешан и бывший президент Даля Грибаускайте.
Сам Масюлис, Моцкус и Курлянскис уже прямо говорят о том, что это дело – политическое. Мол, это своеобразная месть экс-главы государства. До сих пор обвиняемые и спецсвидетели не позволяли себе таких высказываний. Смелее они стали лишь после того, как Грибаускайте завершила каденцию на посту президента.
Мафия бессмертна
Многие зададутся вопросом, неужели концерн настолько силен, что его руководители могут диктовать условия и подмять под себя такое количество политиков и представителей власти, ведь Литва – демократическое государство, а времена господства олигархов прошли.
Это не совсем так. Управление страной по-прежнему зависит от множества группировок. Побеждают то эти, то другие. Напомним, что сегодня главой правящей партии "Союз крестьян и "зеленых" Литвы" (СКЗЛ) является миллионер Рамунас Карбаускис, руководитель группы предприятий Agrokoncernas.
Для того, что бы понять весь масштаб влияния и возможностей концерна MG Baltic, приведем лишь несколько фактов. По состоянию на 2018 год, концерну принадлежало 79 предприятий. Единственным акционером всей группы был и остается мультимиллионер Дарюс Моцкус, входящий в тройку самых богатых людей Литвы. Стоимость всех компаний, подконтрольных Моцкусу, оценивается в 400 млн евро. В прошлом году концерн заработал 632 млн евро. Чистый доход составил 19,4 млн евро.
Концерну принадлежат строительные компании, телеканалы, новостные порталы, магазины одежды, логистические фирмы, ликеро-водочные производства. В группу входят такие предприятия, как Mineraliniai vandenys, Stumbras, Alita, LNK grupė, Aprangа, строительная компания Mitnija, MG Valda и многие другие. Сама группа работает в Литве, Латвии, Эстонии, Польше, Белоруссии, Молдавии, Грузии и Азербайджане.
До 2017 года MG Baltic также принадлежала медиагруппа Alfa media. Новостной портал Alfa.lt – один из самых популярных в стране. Ежемесячно новости из этого интернет-издания читают около 500 тысяч уникальных посетителей. Иными словами, влияние этого конгломерата, контролируемого фактически одним человеком, огромно.
В 2018 году бывший глава парламентского Комитета по национальной безопасности и обороне (КНБО), депутат Сейма Витаутас Бакас публично назвал MG Baltic "организованной преступной группировкой", заявив о том, что в результате различных махинаций, давления на политиков и вмешательства в общественно-политические проекты концерн причинил государству урон на сумму в 500 млн евро. Правда, позже Вильнюсский участковый суд признал, что Бакас не имел права на подобные высказывания. Таким образом, MG Baltic защитил свою репутацию, но факт остается фактом.
Адвокат Грибаускайте
На последнем судебном заседании дело заиграло совершенно иными красками, когда обвиняемые Масюлис и Курлянскис, а также свидетели Моцкус и Романас Раулинайтис (бывший член правления MG Baltic, а ныне юрист этого же концерна – эдакий консильери) заявили, что Даля Грибаускайте является непосредственным фигурантом и даже заказчиком этого политического дела.
Сам Масюлис заявил журналистам, что у него сохранилась переписка с главой государства, которая просила оказать влияние на концерн. По его словам, это имело место в 2015 году. Тогда была напряженная политическая ситуация и президент сильно критиковалась правящими социал-демократами и СМИ в целом. В связи с этим она хотела подключить к игре Моцкуса.
Примечательно то, как говорит Элигиюс Масюлис, что эта электронная переписка, когда его рабочий компьютер был у следователей, была уничтожена, но, к счастью, у него есть копии. Вся проблема в том, что прокурор отказывается приложить к делу эти материалы, суд также не считает, что они должны быть приняты к рассмотрению.
О том, сколько раз Масюлис получал подобные просьбы от президента, политик не упомянул, но это сделали за него представители концерна. По словам Романаса Раулинайтиса, который заявил об этом не журналистам, а дал прямые показания в суде, обратившись к Масюлису, просьбы поступали регулярно.
"У вас всегда были просьбы (…). Ваши просьбы были на одну тему и от одного человека, но, возможно, об этом говорить еще слишком рано", – сказал он в суде.
На вопрос судьи, кого конкретно он имеет в виду, Раулинайтис отстранился, чтобы посовещаться с адвокатом и "взвесить каждое слово", а позже сенсационно заявил: "Да, это – Даля Грибаускайте". Об этом он сказал уже журналистам. Эту же информацию подтвердил и Курлянскис, сказав, что прекрасно знал об этих просьбах.
Кроме этого, Романас Раулинайтис заявил в суде, что на тот момент Масюлис со своими регулярными просьбами от президента выступал в роли своеобразного адвоката и посланника Дали Грибаускайте.
"Вы представлялись мне как адвокат и посланник Дали Грибаускайте", – сказал он.
Элигиюс Масюлис же заявил, что суду следовало бы привлечь Далю Грибаускайте в качестве свидетеля – она должна прийти и дать показания.
Отметим, что пресс-служба бывшей главы государства отказалась от комментариев на эту тему. Президент хранит молчание.
Вслед за Масюлисом и Раулинайтисом высказался и Дарюс Моцкус. По его словам, он отказался выполнять просьбу Масюлиса. Он не собирался давить на руководство принадлежащих ему СМИ, чтобы те позитивно освещали Далю Грибаускайте. Он утверждает, что отказ и стал причиной появления этого дела, – это месть бывшей главы государства ему как бизнесмену.
"Не кажется ли вам, что все, что происходит, является составной частью этого процесса? Просто все то, что здесь происходит, что можно назвать политической коррупцией или делом о расправе, является продолжением определенной позиции, так как принадлежащая концерну пресса никогда не подвергалась влиянию со стороны акционеров, и это одно из последствий", – сказал он по итогам судебного заседания.
Напомним, что в 2004 году президент Роландас Паксас был отстранен от должности в результате импичмента, став фигурантом политического скандала – он предоставил гражданство бизнесмену Юрию Борисову, который частично проспонсировал его предвыборную кампанию. Сейм узрел в этом элементы коррупции и злоупотребления служебным положением, жестоко расправившись с главой государства.
В этом деле просматриваются те же параллели. Бывшей хозяйке президентского дворца следует задуматься. Впрочем, слова Моцкуса, Масюлиса, Раулинайтиса и Курлянскиса пока не подтверждены уликами, так как суд еще не принял к рассмотрению записи их встреч, где, очевидно, как говорят Масюлис и Моцкус, фигурировала фамилия Грибаускайте.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.