Литовские консерваторы выразили недовольство поставками российского газа на СПГ-терминал Independence в Клайпеде и напомнили, что целью покупки данного терминала в 2014 году было не только снизить цену на газ, но и стать "энергетически независимыми" от России, сообщается на странице партии СО-ХДЛ в Facebook.
"В принципе, наши государственные компании, покупая газ у "Новатэк", приносят прибыль определенным структурам... Другое мнение, что нас устраивает, когда существует конкуренция между "Новатэком" и "Газпромом". Однако я продолжаю придерживаться мнения – это странно, что литовские государственные компании покупают газ у людей и олигархов, близких к Путину", – отметил член Комитета Сейма по национальной безопасности и обороне, консерватор Лауринас Касчюнас.
Депутаты выложили соответствующий пост на Facebook и прикрепили к нему опрос. Пользователям предлагается выбрать между двумя вариантами ответов – хорошо ли покупать газ у России, потому что стоит он дешевле, или все же плохо, потому что так Литва будет "финансировать путинскую среду".
Зачем нужен российский газ
Официальный Вильнюс изначально провозглашал, что строительство клайпедского терминала Independence поможет Литве добиться "энергетической независимости" от России.
"После нескольких пробных закупок небольших партий российского СПГ маски сброшены. Литва перестала делать вид, что сотрудничество с российскими энергетиками – это разовые акции, за которыми стратегически ничего нет, и покупки российского сжиженного газа – ничто по сравнению с крупными партиями газа из Катара и Норвегии", – отметил политолог Александр Носович.
"Теперь с поставками российского СПГ все масштабно и серьезно, так что ни один литовский чиновник не сможет заявить, что "это ничего не значит", – подчеркнул он.
В сентябре республика закупила крупнотоннажную партию сжиженного природного газа с завода "Ямал СПГ". Особо примечательно, что эту партию российского СПГ Литва получила не напрямую с завода а через посредника – французскую компанию Total.
"Для чего это было сделано? Для того чтобы правительство Литвы могло оправдаться перед избирателями и самим собой, что по документам полученный газ – не российский. Ведь иначе что получается: СПГ-терминал в Клайпеде, созданный как альтернатива российскому газу, плотно и окончательно подсел на российский газ?" – объяснил Носович.
Кому выгодно
По мнению Александра Носовича, предполагалось, что выгоду от литовского СПГ-терминала будут получать США. Вашингтону было необходимо переформатировать европейский газовый рынок, чтобы он перешел к разовым контрактам на поставки отдельных партий американского СПГ от долгосрочных контрактов на поставку трубопроводного газа. Тянуть газопровод по дну Атлантики нереально, поэтому США стали навязывать своим сателлитам строительство СПГ-терминалов.
"Литовскую Республику, всегда готовую словом и делом доказать свою преданность союзническим обязательствам перед американцами, долго уговаривать не пришлось. Президент страны Даля Грибаускайте, презрев все сомнения и вопросы, во сколько обойдется литовцам своя регазификационная установка и сколько будет стоить получаемый от нее газ, распорядилась арендовать у Норвегии плавучий СПГ-терминал Independence и с невообразимой помпой завезла его в Клайпеду", – пишет Носович.
По итогу вышло так, что как раз российские компании воспользовались инфраструктурой по приему СПГ и вышли на европейский рынок с выгодным предложением.
Спустя некоторое время в западной прессе стали появляться сообщения о закупке Литвой российского газа для терминала Independence. Так, в Bloomberg вышла статья под названием "СПГ-хаб, построенный для упрощения энергопоставок с Россией, принимает сибирский груз".
"И вдруг оказывается, что на этот знаменитый плавучий терминал приходит российский газ, причем его становится все больше. И вот как литовские политики это будут объяснять, тем более что эти сообщения были и в Bloomberg. Я к чему это говорю, когда в терминал в Высоцке шли мелкие партии, литовцы отрицали, что это российский СПГ. Они все время говорили – "да нет, вранье, клевета…". Теперь это сложно отрицать, когда идет огромный танкер из Франции в Литву и это все видят трековые сайты и об этом пишет вся деловая пресса. В Bloomberg даже есть такая фраза – "Siberian cargo", то есть прямо так и написано "сибирский" газ", – отметил глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.