Глупая мыльная опера неонацистов: в главных ролях мемориальная доска Норейке

Разбитая памятная доска Йонасу Норейке, архивное фото
© фото из личного архива Гедрюса Грабаускаса

Лейла Акбашева

Под аплодисменты пяти сотен человек памятную доску пособнику нацистов Йонасу Норейке возвратили на место, откуда некоторое время назад сняли по решению мэра Вильнюса. В центре литовской столицы неонацисты совершили противозаконное действие, однако присутствовавшая полиция безмолвствовала, МВД молчит, равно как городская и государственная власть.

Начало сентября оказалось черным для Литвы. Сборная по баскетболу на чемпионате мира не оправдала надежд на медали и вылетела за борт состязаний. Футбольная команда дома с треском проиграла Украине в рамках отбора на чемпионат Европы 2020 года. Шансов нет.

Кому на этом печальном для литовцев фоне интересна судьба мемориальной доски гитлеровскому пособнику, военному коменданту Шяуляй и Шяуляйского уезда во время нацистской оккупации Йонасу Норейке?

Что происходит, если 500 человек на свое усмотрение решают чувствительные для общества вопросы? Особенно, когда речь идет о военных преступниках середины ХХ века?

С этими вопросами мы обратились к Юлюсу Декснису, председателю республиканского комитета ветеранов Второй мировой войны, воевавших на стороне антигитлеровской коалиции.

– Г-н Декснис, эпопея с мемориальной доской капитану литовской буржуазной армии Норейке – как глупая мыльная опера. Установили – разрушили – склеили и возвратили на место – сняли, убрали на склад на задворки – изготовили новую – установили на место снятой. То есть победил в итоге не здравый исторический смысл, а поклонники военного преступника, националиста и убийцы безоружных граждан Литвы?

– Неонацисты Литвы давно убедились, что нет никаких санкций и противовеса их действиям. Посему они могут делать все, что пожелают или считают нужным. Скакание вокруг мемориальной доски Йонасу Норейке – только одно из звеньев огромной цепи, которой неонацисты и националисты пытаются опутать страну.

Юлюс Декснис
© Baltnews / Анатолий Иванов
Юлюс Декснис

– Официальная власть очень странно реагирует на происходящее, если можно назвать реакцией отсутствие всякой реакции.

– А что вы хотите от власти, которая еще десять лет назад легализовала свастику? Изготовление и установку нового памятного знака военному преступнику взамен демонтированного необходимо расценить как попытку реабилитации нацизма, очередное проявление неонацизма, которое ставит под угрозу имидж Литвы как открытого демократического и правового государства.

К сожалению, мало кому в стране есть дело до отрицательных реакций и оценок, звучащих из недр международных еврейских организаций и от антифашистов.

– Скандальную ситуацию, порожденную полярными оценками капитана Норейки, вы назвали звеном цепи. Что вы имели в виду под цепью?

– Силы правого экстремизма при поддержке литовских государственных структур активизировались еще в 2011 году.

Никакого сопротивления со стороны гражданского общества и власти сторонники взглядов агрессивного национализма не почувствовали даже тогда, когда с предвыборных плакатов экстремистской партии Jaunoji Lietuva, по-русски она называется "Молодая Литва", пропагандировался расистский лозунг "Без голубых, черных и цыган!". Страшно, но в Литве нашлись избиратели, которым лозунг понравился. Они протащили в самоуправление Каунаса активного националиста Станисловаса Бушкявичюса. При молчаливом одобрении правых он получил портфель вице-мэра.

С тех пор националистические лозунги "Литва – для литовцев! Литовцы – для Литвы!", "Литва – для детей Литвы, а не для Запада и не для Востока!", "Сегодня – улица, завтра – Сейм!", "Брюссель – вон из Литвы!", "Гитлер был прав. Juden raus!" стали звучать при каждом удобном случае. После ноября 2013 года к ним прибавился клич "Коммунистов – на сук!". Этот прямой перевод любимого лозунга украинских фашистов "Комуняку на гiлляку!" прижился на литовской почве, пустил корни. Что неудивительно!

Апофеозом националистического угара стал появившийся фактически гимн экстремистов, в котором звучат такие слова: "Поляки уже все повешены, русские зарезаны и лежат под забором, евреи уже горят в печи, только настоящие литовцы все живы".

Митинг против снятия памятных знаков Йонасу Норейке и Казису Шкирпе в Вильнюсе
© Photo : Игорь Черников
Митинг против снятия памятных знаков Йонасу Норейке и Казису Шкирпе в Вильнюсе

– Имеем ли мы право говорить о полноценном возрождении нацизма?

– К сожалению, Литва относится к числу тех стран, где при общем молчании интеллектуалов, политиков и культурной элиты, при эффективной анонимной поддержке правых сил полным ходом идет возрождение нацизма как модернизированной идеологии. Позиции неонацистов укрепляются.

Фиаско с попытками дегероизировать военных преступников, например, Норейку, – лишнее тому подтверждение. Налицо полное незнание исторической правды и выгодная нацистам интерпретация исторических фактов. Например, таких, как Законы Нюрнбергского международного военного трибунала.

В нашей стране принятые национальные акты направлены только на расправу с политическими оппонентами. По этой причине происходит безнаказанное распространение идеологии неонацизма, агрессивного национализма, ксенофобии, антисемитизма, разжигание национальной вражды, особенно в сознании молодежи. Она и так не слишком качественно образована, а попадая в лапы манипуляторов, становится исключительно агрессивной. Молодые люди и даже люди в возрасте до 50 лет совершенно не понимают процессов, происходивших в Литве во время и после войны.

За этим следует пересмотр итогов Второй мировой войны, оправдание фашистских преступников, возрождение нацистских идей. Обманутая молодежь смело выходит на улицы со свастикой, с портретами убийц собственного народа, с флагами преступных организаций, сотрудничавших с нацистами.

Например, с флагами Литовского фронта активистов. Главная его заслуга перед Литвой в том, что была организована еврейская резня в июне 1941 года. Почему не удивляются городские власти? Мы же демократы, у нас каждый имеет право на личное мнение и свободу слова! Можно подумать, власть не видит разницы между свободой слова и пропагандой нацизма.

Акция неонацистов у памятной доски Йонасу Норейке. Вильнюс, 23 июня 2019.
© фото из личного архива Гедрюса Грабаускаса
Акция неонацистов у памятной доски Йонасу Норейке. Вильнюс, 23 июня 2019.

– Но ведь отношение рядовых жителей Литвы к правым экстремистским организациям далеко не однозначно…

– Подавляющее большинство граждан неблагосклонно к экстремистам. Об этом говорят опросы общественного мнения и анализ комментариев интернет-пользователей. Тем не менее идеи расизма и ксенофобии в стране очень популярны. Часть общества равнодушна или толерантна, часть не усматривает в деятельности радикалов никакой реальной угрозы для личной безопасности.

– Почему, как вы думаете?

– Ведь радикалы проповедуют безграничную любовь к родине. Тот же Йонас Норейка был автором патриотической брошюры "Подними голову, литовец!". Большинство о ней никогда не слышало, а кто-то ограничился только чтением названия. Что касается текста, то он глубоко прогитлеровский и пропитан неприязнью к гражданам Литвы еврейской национальности.

Формально все националисты и экстремисты отстаивают независимость Литвы. Цель как бы и благородная, но хотят добиться ее деструктивными методами: декларацией силы и насилия, переписыванием истории, унижением представителей других национальностей. Всегда дело заканчивается обвинениями поляков, евреев и русских во всех бедах Литвы.

– То есть капитан Норейка – национальный герой уже потому, что боролся за интересы Литовского государства против поляков, евреев и русских?

– Если упростить, так и получается. Неудивительно, что официальные власти воды в рот набрали в ответ на незаконные действия последователей Норейки.

Власть надеется пережить кризис по принципу "как бы чего не вышло". Думаю, она сама мало что понимает в истории, иначе бы не сидела сложа руки на фоне дальнейшего роста влияния неонацистских организаций.

Когда неонацисты обрастут мускулами, они сметут власть хотя бы за то, что та продала страну Европейскому союзу. Или за что-то другое, например, за небывалую эмиграцию или нищету. Мотив здесь неважен. Для неонацистов важен результат. Им являются вершины собственной власти.

Ссылки по теме