Шеф-редактор Sputnik Литва Марат Касем был задержан в аэропорту Вильнюса, сообщает телеграм-канал "Ближнее зарубежье. LIVE".
Касем прибыл в литовскую столицу с рабочим визитом рейсом Москва – Вильнюс. По прилете он подвергся пятичасовому допросу, после чего ему было выдано решение о запрете на въезд на территорию республики в течение пяти лет.
Марат Касем был задержан в связи с тем, что он якобы представляет угрозу нацбезопасности Литвы. Отметим, что он является гражданином Латвии.
По словам шеф-редактора Sputnik Литва, формально представители республики не стали упоминать, что произошло задержание, и назвали это "выяснением обстоятельств".
"Есть такая электронная граница – прикладываешь паспорт, если у тебя гражданство ЕС. Открываются ворота, сканирование лица, он (сканер. – Sputnik) завис. Через какое-то время подошли сотрудники пограничной службы, пригласили меня пройти показать свои вещи, перекопали все мои вещи абсолютно, переложили каждую. Попросили показать все, что в кошельке, полностью снять всю верхнюю одежду. Это была полная, доскональная проверка", – рассказал Марат Касем.
"Пришел какой-то сотрудник службы – наверное, сотрудник или миграционной службы, но, скорее всего, сотрудник Департамента государственной безопасности, который начал задавать вопросы о моей деятельности, в частности планируем ли мы открывать представительство в Литве, как мы находим контакты спикеров, кто у нас работает из литовцев в Вильнюсе. Естественно, я сказал, что контракт нам не разрешает открывать такие вещи… Говорили также про президентские выборы, насколько они нас интересуют, откуда мы взяли контакты людей, которые давали интервью. Ну и прозвучала фраза: "Запомните, Sputnik'а здесь не будет", – отметил журналист, добавив, что его держали в аэропорту шесть часов – с 10:00 до 16:00.
"В 10 утра я начал проходить паспортный контроль, и только сейчас, в 16:00 – спустя шесть часов меня выпустили для того, чтобы я вылетел. Был долгий разговор. У меня отобрали телефон. Когда я его получил, я видел, что там открыто очень много окон. Были открыты, в частности, галерея с моими личными фотографиями, все документы Word, полностью переворошили все содержимое. Потом, впоследствии, мне вручили бумагу, в которой написано, по какой причине меня не пустили", – сказал Касем.
В итоге его отвели в помещение, где находились нелегальные мигранты.
"Довольно чистое помещение, похожее на общежитие, видеокамера там стояла, пользоваться телефоном запретили. Нужно было купить билет в Ригу, чтобы меня оттуда выпустили. Я не ел, воду мне давали только из-под крана. Один раз отвели покурить. Поместили в такое помещение, где за стенкой было слышно, что происходит в зоне duty-free", – сообщил журналист.
Как отметил Касем, представители литовских властей заявили, что если он уволится с работы, срок запрета на въезд в Литву могут пересмотреть и "пять лет как-то скостить".
"Естественно, я на такие меры не согласен и не пойду – я не нарушал никаких законов, не совершал никаких преступлений. Мне также сказали, что мне очень повезло, что я гражданин Латвии, иначе со мной разговаривали бы совсем иначе и совсем другим тоном… Я с таким сталкиваюсь впервые… Еще мне была сказана фраза, что нужно понимать, какие правила игры – "Вы что, не понимаете, какие правила игры?". Это для меня дико, я знаю только правила журналистики и правила работы в масс-медиа", – рассказал Марат Касем.
Освещение выборов – тоже угроза?
26 мая в Литве состоялся второй тур президентских выборов и выборы в Европарламент. Журналисты Sputnik Литва активно освещали предвыборную кампанию кандидатов и следили за ходом голосования, ведя прямую трансляцию с последними данными на своем сайте.
Отметим, что литовские СМИ не так регулярно публиковали оперативную информацию о ходе выборов – возможно, поэтому ранее в республике не состоялся референдум о двойном гражданстве и референдум об уменьшении численности депутатов Сейма, поскольку людям не была донесена важность выдвигаемых на голосование вопросов.
Пассивность литовских СМИ могла также повлиять на отсутствие интереса электората к выборам в Европарламент, поскольку многие литовцы так и не смогли понять, как этот наднациональный европейский орган власти работает и какие функции выполняет.
Риторика изменится, а преследование нет?
Напомним, что победитель президентских выборов Гитанас Науседа ранее заявлял о том, что "слишком резкая риторика не является решением" и что в разговоре с Россией нельзя "закрыть окна в дипломатических, культурных и экономических отношениях".
Науседа подверг критике излишнюю, по его словам, жесткость действующего лидера Литвы Дали Грибаускайте, ставшей уже характерной чертой уходящего президента, а также пообещал, что не позволит себе столь резких и агрессивных ремарок в адрес соседей.
"Мы хотим жить дружно с жителями России. Политики и президенты меняются, а люди остаются. И тот факт, что жители Литвы живут по соседству с россиянами, останется", – заявлял кандидат в президенты.
Науседа отметил, что не стоит удивляться тому, что в российских средствах массовой информации нередко вокруг Литвы сгущаются краски. По его мнению, столь резкие, а нередко откровенно бестактные заявления со стороны литовского президента и отдельных политиков частично провоцируют обратную реакцию и формируют ошибочный образ о том, что в Литве высок уровень так называемой русофобии. Экономист утверждает, что это не так.
Однако на первой же пресс-конференции он подчеркнул, что не обещает, что "отношение к России изменится".