Между Литвой и Латвией сегодня накопилось немало противоречий, на фоне которых все заявления о добрососедских отношениях меркнут. Разберемся, в чем проявляется конфликт между Вильнюсом и Ригой.
СПГ-терминал
В 2009 году странам удалось договориться по поводу прокладки энергокабеля по дну Балтийского моря из Швеции. Тогда Рига согласилась поддержать Вильнюс в Еврокомиссии по вопросу проекта строительства энергосмычки из Клайпеды, несмотря на то, что из Латвии вести его было ближе. Именно Рига долгое время претендовала на роль связующего звена с электроэнергетической системой континентальной Европы.
Литовская сторона, в свою очередь, обязалась помочь соседям получить от Брюсселя порядка 45 млн евро на укрепление электросетей западной части их страны и совместно на деньги Брюсселя построить региональный СПГ-терминал под Ригой.
"Однако мы построили в Клайпеде огромный терминал, мощности которого заметно превышают потребности Латвии, и второй терминал Балтийскому региону уже не нужен (…). Отношения с соседями мы испортили надолго", – писал экс-посол Литвы в Риге Антанас Валенис.
После начала строительства СПГ-терминала в Клайпеде латвийская сторона обвинила Литву в подрыве регионального проекта. Официальная Рига взывала к совести своих соседей, но это оказалось безрезультатно.
Железнодорожные пути
В 2008 году был разобран железнодорожный участок Мажейкяй – Реньге. Литовская сторона демонтировала его под предлогом ремонта, который до сих пор не завершился. Тогда Литву обвинили в нечестной конкуренции, ведь с помощью разрушения участка республика добилась увеличения грузооборота Клайпедского порта и снижения транзитной мощи Латвии.
Действия Литвы серьезно ударили по латвийским портам, которые больше не могли проводить транспортировку грузов кратчайшим путем.
В октябре 2017 года Еврокомиссия оштрафовала Литву на 27,87 млн евро за разбор рельсов.
"То, что в целях защиты от конкуренции предприятие разбирает общественную железнодорожную инфраструктуру, не имеет прецедента и неприемлемо", – объяснили решение в ЕК.
Rail Baltica
В 2018 году Литва фактически свергла латвийку Байбу Рубесу, которая с 2015 года занимала пост главы правления и исполнительного директора совместного эстонско-латвийско-литовского предприятия RB Rail. Она покинула свой пост. Причиной стало желание литовской и эстонской сторон проекта видеть во главе совместной компании стран Балтии "кого-то нейтрального". Акционеры республик выражали ей недоверие.
Сама Байба Рубеса всю ответственность за конфликт в руководстве RB Rail возлагает на литовскую сторону.
По ее словам, противодействие со стороны Литвы она начала ощущать сразу после вступления в должность, еще в 2015 году:
"Когда меня приняли на работу, я спросила у тогдашнего совета, в котором были совсем другие люди (нежели сейчас), я договорилась, что у меня есть право, принимая на работу членов правления, выбирать их в обычном порядке отбора персонала. Но уже на первом собрании в январе 2016 года тогдашние представители Литвы, не те, что сейчас, заявили, что никакого обычного отбора персонала не будет, так как они политически договорились, что каждая страна делегирует своего представителя в правление".
По ее мнению, структура проекта вызывает беспокойство, поскольку как RB Rail, так и Rail Baltica "становятся конкретно частью бизнеса компании "Литовские железные дороги".
Рубеса выступала за право набирать специалистов в проект, поскольку многие из них были чисто политическими выдвиженцами, которых лоббировала Литва. Она выступала против данного положения и своего права добилась. Естественно, это не понравилось Вильнюсу, который впоследствии настроил против Рубесы эстонскую сторону проекта и свергнул ее.