В английском городе Солсбери 4 марта 2018 года были госпитализированы в критическом состоянии бывший полковник ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь Юлия. 7 марта британские правоохранители сообщили, что Скрипали были отравлены нервно-паралитическим ядом, а 12 марта назвали этот яд – "Новичок". В Лондоне считают, что ответственность за инцидент несет Россия.
Российская сторона называет обвинения Великобритании бездоказательными и безосновательными. 13 марта в ответ на ультиматум премьер-министра Великобритании Терезы Мэй, в котором политик попросила в течение 24 часов предоставить объяснения о причастности России к инциденту, министр иностранных дел России Сергей Лавров подчеркнул, что Россия не имеет отношения к отравлению в Солсбери.
Где Скрипали?
Уже год о состоянии и местонахождении Сергея и Юлии Скрипалей ничего неизвестно. Недавно мать экс-полковника ГРУ попросила призвать своего сына и внучку пропавшими без вести, соответствующее заявление было подано в московское отделение полиции по месту регистрации дочери Скрипаля Юлии.
Если Скрипалей признают пропавшими без вести, маме Сергея достанутся квартира, машина и собака.
"Надо как-то сохранять имущество. Надеемся, в процессе расследования станет известно и их местонахождение", – цитирует РИА Новости племянницу Сергея Викторию Скрипаль.
Отметим, что Виктория считает, что ее дядя давно умер. Женщина не сомневается, что, будучи живым, Сергей Скрипаль обязательно связался бы с матерью. Семья регулярно задает вопросы британской стороне, однако получает лишь такой ответ: "Вы должны нам верить, но картинку мы вам не покажем".
Где доказательства?
Официальный представитель МИД России Мария Захарова в интервью "Комсомольской правде" заявила, что мир до сих пор не знает, что произошло в Солсбери год назад на самом деле:
"Я бы сказала, есть трагические вещи, а есть трагикомические. Вот это трагикомическая годовщина. Мы так и не знаем, что случилось со Скрипалями. Абсурдность – это отсутствие хронологии событий того дня или тех дней. Хоть катастрофа, хоть ДТП – все начинается с банального – с хронологии события. Во сколько и что случилось. Где конкретно кто находился. На каких местах кто-то сидел, стоял или лежал. Потом – каковы действия свидетелей и кто ими был. То есть хронология происшествия и реакция на это со стороны людей вовлеченных. И мы не можем получить ответы на самые простые вопросы. При этом все обвинения уже выписаны, и наказания розданы".
Захарова отметила, что за целый год Великобритания не предоставила "какие-то малейшие" доказательства либо свидетельские показания.
Есть ли связь с Brexit?
Параллельно с расследованием дела Скрипалей Великобритания работала над условиями своего выхода из Евросоюза. По мнению Захаровой, инцидент в Солсбери напрямую связан с Brexit:
"Ситуация катастрофическая: шаги правительства [Терезы] Мэй не устраивают ни внутреннее сообщество, ни международное. И, если вы отслеживали эту ситуацию (а мы отслеживаем), то все новые всплески по Скрипалям приходились на самые сложные и дискуссионные вопросы по "Брекзиту". Это был прекрасный способ отвлечь внимание для объяснения собственному населению провала в отношениях с Брюсселем".