Литва полностью поддерживает евроинтеграцию Грузии в Евросоюз и в НАТО и призывает Тбилиси продолжать реформы и "сохранять лидерство среди стран Восточного партнерства", заявил литовский премьер Саулюс Сквернялис во время встречи со своим грузинским коллегой Мамукой Бахтадзе.
Во время встречи в Вильнюсе обсуждались двусторонние взаимоотношения стран, евроинтеграция Грузии и сближение с НАТО, сообщает BNS.
По мнению Сквернялиса, отношения Литвы и Грузии сейчас находятся на высоком уровне. Литовский премьер отметил, что символичным знаком дружбы является обоюдное решение языковых комиссий официально изменить звучание стран в языках. Так, "Грузия" в литовском была заменена на "Сакартавело", а "Литва" в грузинском – "Лиетува".
С Бахтадзе встретилась и президент Литвы Даля Грибаускайте. Главными темами стали евроинтеграция, структурные реформы, вопросы военного сотрудничества, а также будущий визит президента Грузии в Литву.
"Обсуждая вопросы сотрудничества между Грузией и НАТО, глава страны подчеркнула усиление роли альянса в отношениях с этим государством. Активно работает открытый в Тбилиси совместный с НАТО учебно-оценочный центр. В его деятельности активно участвует и Литва. В этом году запланировано проведение совместных военных учений Грузии и НАТО. По утверждению президента, это важные шаги в направлении дальнейшей интеграции Грузии с Организацией Североатлантического договора", – говорится в сообщении, опубликованном на сайте президента Литвы.
Грибаускайте отметила, что Литва продолжает призывать НАТО воплотить в жизнь решение Бухарестского саммита 2008 года.
Туманное будущее
Однако эксперты сомневаются, что Грузия является "лакомым кусочком" для НАТО. Политический аналитик Международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок в беседе с Baltnews напоминал, что у страны есть нерешенные территориальные проблемы – Южная Осетия и Абхазия. Согласно правилам альянса, если какая-то страна НАТО вступает в конфликт с третьей стороной, то партнеры по блоку должны вмешаться:
"Если гипотетически представить, что между Грузией и Южной Осетией, Абхазией случается, пусть даже небольшой, конфликт, может разразиться война. Из-за таких важных для Грузии, но неважных для остального мира небольших территорий может быть война, включающая Россию, которая признала республики. С другой стороны, страны НАТО, которые должны быть на стороне Грузии".
Бышок подчеркнул, что у НАТО есть Турция в черноморском регионе:
"То есть в этом смысле огромное количество минусов для НАТО от вступления Грузии в альянс, а плюсов не просматривается. У альянса есть Турция. Зачем НАТО такая проблемная страна, как Грузия, неясно".
В августе 2018 года министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс заявлял, что Грузия вряд ли в скором времени вступит в Североатлантический альянс:
"Это будущее (вступление Грузии в НАТО – прим. Baltnews.lt) выглядит очень туманно, но мы требуем от Грузии не сдаваться, продолжать утверждать реформы, так как эта работа необходима не кому-то, а своей стране. Все это является долгосрочной перспективой безопасности. Решение не будет принято в ближайшее время, но это время придет, если Сакартвело не отклонится от выбранного курса".
По мнению Линкявичюса, Грузия должна быть готова к принятию "политического решения о вступлении страны в альянс". В данной ситуации министр имел в виду, что страна должна ждать решения о ее вступлении другими странами-членами Североатлантического альянса. "А если страна не будет готова, то винить придется только себя", – констатировал Линкявичюс.