В 2017 году сеть магазинов розничной торговли Norfa запустила кассы самообслуживания. Глава Norfa Дайнюс Дундулис считает, что через десять лет в Литве не останется кассиров, хоть их эксперимент себя не оправдал – в одном из магазинов покупатели потребовали вернуть "живого" кассира, пишет delfi.lt.
"Я думаю, это не последнее наше решение. К смартфонам старшее поколение сейчас тоже только привыкает. Кроме того, надо признать, что есть конкуренты, у которых внедрены кассы иного типа. Ничего не поделаешь, мы должны подстраиваться под покупателей, а не они под нас. Может, для массового использования такое решение [кассы самообслуживания] пока преждевременное, но потом придут специальные технологии, когда камеры будут видеть, что взял покупатель, и подсчитывать окончательную цену, а покупателю останется лишь заплатить", – считает Дундулис.
Технологии вместо людей
Аналитик банка Luminor Индре Гените-Пикчене считает, что со временем магазинов с кассирами не останется. Из этого, отмечает эксперт, возникает вопрос, что будет делать Литва, когда через несколько лет представителей большинства профессий заменит искусственный интеллект, роботы.
Экономист Swedbank Нериюс Мачюлис считает, что на подобные перемены – активное внедрение технологий – стоит смотреть как на возможность, а не как на угрозу. По словам Мачюлиса, вряд ли страну заполнит армия безработных. Тем более, что республика столкнулась с другой проблемой – старение населения.
Как мигранты вытесняют литовцев из страны >>>
Старение и безработица
Для Литвы характерна тенденция старения и одновременно с этим сокращения численности молодежи. Если тенденция сохранится, через восемь лет люди старшего возраста, которые работают сейчас, начнут массово выходить на пенсии, а на их место придет самая малочисленная группа, которой сейчас по 13-17 лет.
В момент выхода на работу молодому поколению будет от 20 до 35 лет, а это возраст активной миграции. То есть молодых людей и так мало, так они еще и уезжают быстрее всех.
Добавим, что, по данным Eurostat, в августе безработица в Литве составляла 6,2% (90 тысяч граждан), в июле – 6,3% (91 тысяча граждан), в июне – 5,8% (84 тысячи безработных). Что касается граждан моложе 25 лет, в июне их было 11,2% (12 тысяч), а в июле и в августе 12,4% и 12,2% соответственно (13 тысяч). В Литве безработных мужчин больше, чем женщин: 6,8% и 5,5% по данным за август соответственно.
Невозможность найти работу в родных краях толкает многих литовцев на переезд. В итоге получается замкнутый круг.