В Карибском море 22 июня 2003 года береговой охраной США был задержан теплоход "Ялта". Во время обыска на борту нашли 3,5 тонны наркотиков. Весь экипаж – двенадцать граждан Литвы, трое граждан Украины и один гражданин Колумбии – был задержан, пишет "Литовский курьер".
В городе Тампа, штат Флорида, моряков заключили в разные тюрьмы, им не давали общаться друг с другом, выделенные социальные адвокаты уговаривали моряков признать вину – тогда, мол, отсидят три-четыре года, в противном случае – все двадцать.
С собой у моряков не было личных вещей, не было возможности даже написать домой.
"Мне почему-то в те дни было неспокойно на сердце. Никогда так не волновалась за мужа, как в тот раз. Почему – не могла понять. И тут – такое известие. А через две недели получила от Толи письмо, написанное карандашом: так и так, мол, надо что-то делать, мы ни в чем не виноваты. Написал: есть такая журналистка, она пишет про моряков, обратись к ней. Нашла, позвонила, хотя другие жены меня отругали, дескать, зачем поднимать шум, потом в море никто их не возьмет", – рассказала Наталья Золотухина, жена второго механика Анатолия Золотухина.
Отец штурмана Максима Закурдаева Юрий связался с Вацлавом Станкевичем (тогда – член Сейма Литвы), Станкевич встретился через некоторое время с семьями моряков, началась операция по спасению литовцев из американской тюрьмы.
"Начали с поиска моряков по Америке. Когда выяснили, что они содержатся в тюрьмах Тампы, обратились к живущему там почетному консулу Литвы Альгису Карповичюсу. Тот добился встречи с моряками, узнал, какие обвинения им предъявляют. После этого я сам полетел в Тампу. Самый драматичный для меня момент был, когда ребята спросили, что им делать – признать свою вину или стоять на своем? Никакой гарантии того, что их оправдают, у меня не было, и я ее дать не мог. А от этого зависело, будут ли они сидеть в тюрьме три года или все двадцать. Но я твердо сказал: если ваша совесть чиста, так и держитесь, а я сделаю все возможное для вашего освобождения", – рассказывает Вигаудас Ушацкас, который тогда был послом Литвы в США.
Морякам нашли новых адвокатов, и дело пошло.
Кто виноват?
Моряки указывают несколько сомнительных личностей в этой истории. Первый – капитан из Клайпеды, который перед отправкой судна в рейс засобирался домой и уехал. Второй – колумбиец Макс де Сильва. Третий – Арунас Милькинтас.
"Приехав навестить [родителей] в деревню Дрежай под Клайпедой осенью 2002 года, [Милькинтас] стал ходить по крюинговым агентствам и от имени судовладельца "Ялты" набирать экипаж, пообещав хорошую зарплату. Набрал через компанию "Бакена". Условия на борту действительно были неплохие: кормили хорошо, каюты нормальные, есть бассейн, сауна, спортзал с тренажерами. Милькинтас часто появлялся на судне как судовой агент, а перед рейсом мы узнали, что он пойдет с нами как электрик".
Судно вышло в море, однажды ночью поступил приказ остановиться. Морякам под дулами автоматов приказали принять груз с причалившего катера, спрятать мешки. Затем им повелели снять одежду и сбросить за борт.
"Мы все находились в подавленном состоянии. Когда над судном начали летать вертолеты и подошло четыре военных корабля, я даже перекрестился: значит, останемся живы!", – рассказывал Золотухин.
Следствие
Агенты ФБР, по словам моряков, начали угрожать им двадцатью годами тюрьмы. Колумбиец сразу пошел на сделку со следствием, заявив, что морякам заплатили по 80 тыс. долларов за перевозку наркотиков, его отправили на четыре года в тюрьму.
Американские военные вели себя чудовищно: они забирали все ценное, что им попадалось на глаза, в том числе фотоаппараты, магнитофоны, одеколон, деньги. У одного из моряков пытались снять даже обручальное кольцо.
Надежда на освобождение у моряков и их семей окрепла после слов тогдашнего президента республики Роландаса Паксаса, который заявил: если наши моряки невиновны, будем до конца бороться за каждого.
В июне 2004 года присяжные оправдали одиннадцать литовских моряков. Капитан Арунас Милькинтас получил 19,5 лет тюремного заключения. Моряков освободили в зале суда, они поехали праздновать освобождение, к ним позже присоединился и Вигаудас Ушацкас:
"Я никогда не забуду эту вторую встречу. Мы все радовались, как дети, обнимались, смеялись. Частенько вспоминаю тот день, и на душе становится теплее. Очень хочется узнать, как сложилась жизнь у этих моряков. Надеюсь, они живут счастливо после всех выпавших испытаний".