Лидер партии "Союз крестьян и зеленых" Рамунас Карбаускис заявил о необходимости обязать литовских парламентариев отчитываться о всех своих встречах в рабочее и личное время. Он объяснил данную инициативу необходимостью "придать прозрачность всему этому процессу лоббирования через политиков". По его словам, закон преградит возможность влияния различных групп интересов на принятие политиками решений.
Для реализации идеи будет создана специальная интернет–платформа для парламентариев, которые продвигают интересы бизнеса. Ресурс будет доступен общественности и контролирующим лоббизм службам.
В настоящее время депутаты должны сообщать только об официальных встречах с лоббистами, но в Литве их институт практически не действует. Официальных лоббистов – единицы, а прямое давление на политиков оказывает бизнес, что наглядно продемонстрировал скандал вокруг концерна MG Baltic.
Скандал
Напомним, что Департамент госбезопасности весной 2018 года передал Комитету национальной безопасности и обороны информацию о том, что концерн MG Baltic пытался влиять на чиновников для получения собственной выгоды. В докладе отмечается, что некоторые представители бизнеса являют собой угрозу нацбезопасности.
По следственным данным, бывший вице-президент концерна Раймондас Курлянскис регулярно встречался с литовскими политиками и подкупал их, чтобы они покровительствовали MG Baltic.
Спецслужбы обвинили бывшего лидера "Движения либералов" Элигиюса Масюлиса в получении взятки в размере 100 тыс. евро – он, по просьбе представителей концерна, должен был лоббировать интересы MG Baltic. В частности, контроль выбора места для установки памятника Басанавичюсу в Вильнюсе, продвижение принятия поправок к закону о потребительском кредите, постановление по строительству дороги Вильнюс – Утяна.
Отметим, что в центре скандала впоследствии оказалась и сама президент Литвы Даля Грибаускайте. В конце апреля литовские СМИ опубликовали ее электронную переписку с Масюлисом. Через него Грибаускайте пыталась надавить на СМИ, которые критиковали предложенного ею кандидата на пост генпрокурора. Сама Грибаускайте подтвердила факт переписки, однако подлинность писем подтвердить не смогла. После обнародования информации о возможном получении взятки Масюлис принял решение покинуть пост.