30 июля в больницу Солсбери были доставлены Дон Стерджесс и Чарльз Роули, их госпитализировали из соседнего города Эймсбери с разницей в несколько часов. Изначально правоохранители подумали, что пострадавшие отравились наркотиками. Однако после проведенных в военной лаборатории анализов выяснилось, что Стерджесс и Роули пострадали от нервно–паралитического вещества группы "Новичок".
8 июля Дон Стерджесс умерла. Ее мама Кэролайн рассказала, что организм дочери из–за алкогольной и наркотической зависимости был недостаточно силен, чтобы справиться.
4 марта в бессознательном состоянии на скамейке в Солсбери были найдены бывший полковник ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь Юлия. Лондон считает, что ответственность за покушение на убийство несет Россия. Москва, в свою очередь, неоднократно призывала Лондон совместными усилиями расследовать инцидент, однако британское правительство отказывалось.
Политолог Александр Асафов считает, что изначально дело Скрипалей должно было выполнять несколько задач. Первая – давление на Россию из–за проведения Чемпионата мира по футболу.
"В первую очередь, это часть давления на Россию за то, что она проводит чемпионат мира по футболу. Это в Лондоне восприняли как серьезный, репутационный ущерб, поскольку они проиграли заявку. Они долгое время браковали чемпионат мира в своих СМИ с разных сторон, позиций и с разными аргументами: [прогнозировали] возможные теракты на чемпионате мира, угроза болельщикам, потому что в России "очень злые люди, которые ненавидят англичан". Но окончательное воплощение эта атака получила при обсуждении дела о предполагаемом отравлении Скрипалей в парламенте, когда [премьер–министр Великобритании] Тереза Мэй обвиняла Россию", – заявил эксперт.
Новый эпизод отравления "Новичком", по мнению политолога, является продолжением политической атаки на Россию. Одна из целей этой атаки – сдерживание России, которая беспокоит Запад своим растущим суверенитетом, участием в геополитических процессах, укреплением своей независимости.
"Независимый статус России как полноценного геополитического игрока не устраивает ни Лондон, ни Вашингтон. Поэтому то, чем они занимаются, от санкций и Скрипалей до поддержки Украины, – инструменты сдерживания России и ее роста, чтобы она ушла с роли серьезного геополитического игрока и не могла наравне с другими странами участвовать в этих процессах, чтобы ее можно было контролировать", – отметил Асафов.
Он напомнил, что британские политики выступали против встречи президентов США и России до проведения саммита НАТО. Это, по его мнению, свидетельствует о существующем расколе внутри блока. Кроме того, негативно сказывается и торговая война, инициированная Америкой, и требования Трампа к членам НАТО по увеличению расходов на оборону, которые последние пока не собираются выполнять.
"Вторая цель – ничто так не объединяет, как общий враг. Скоро встреча. Соответственно, обсуждать общую реакцию на общую опасность со стороны России. И те высказывания из Лондона, когда они говорили, что будет плохо, если Дональд Трамп перед саммитом встретиться с Путиным, показывают, что есть серьзные сложности внутри Альянса. И Трамп, как достаточно эксцентричный президент США, может быть более беспощадным к своим бывшим союзникам, предъявляя им претензии по главному вопросу о финансировании НАТО.
И вот они предполагают, что Трамп, получив определенные репутационные преференции, начав какую–то имитацию, видимость диалога с Путиным, будет более несговорчив. А в условиях пошлиной войны, когда страны Европы находятся под пошлинами, а этот вопрос надо решать с Трампом, любое негативное обстоятельства может помешать переговорам, которые и без того будут непростыми. Поэтому они против встречи Путина с Трампом", – констатировал Асафов.
Политолог также напомнил, что Великобритания недавно заявила о необходимости увеличивать военное морское присутствие в Атлантике. Россия, благодаря своим видам вооружения, может нанести ущерб странам Альянса, атаковав трансатлантические кабели, отмечали в Лондоне.
"Это еще одна угроза со стороны России, на которую нужно реагировать. Для достижения своих политических целей нужна внешняя угроза, чтобы ее доказать, нужно приводить какие–то примеры. И вот дело с "Новичком" выбрано такой базой, обвинительной и бездоказательной", – объяснил эксперт.
Второй момент, который выделил Асафов, – тенденция на понижение уровня дипломатии. По его мнению, сейчас наблюдается курс на разрушение сложившихся политических традиций:
"Эти традиции дипломатии и сотрудничества не всегда помогают достижению своих целей. Хочется все–таки как–то по–своему управлять, как–то попроще. Поэтому идут такие методы как обвинения без доказательств, требования самооправдания со стороны России, это все тоже обкатка новых приемов постдипломатии. Если об этом можно говорить, то, наверное, этот термин наиболее верный".
Александр Асафов также обратил внимание и на майские указы Владимира Путина, в которых сказано, что Россия должна подняться с двенадцатого на пятое место по размерам экономики. Соответственно, кому–то из крупных игроков придется потерпеть экономический ущерб из–за амбициозных планов России:
"Очевидно, что кому–то придется получить экономический ущерб, кому–то придется подвинуться, совершенно очевидно, что видны те, кто понесет такой ущерб. В первую очередь, это США по рынку сжиженного газа, который они, фактически, уже обозначили своим, по рынку вооружений и так далее по списку. Такие планы России не могут не пугать, особенно в условиях внутренних, внутри блока бывших союзников, когда они воюют между собой в экономическом поле", – заявил политолог.
"Подобная экономическая ситуация уже была в истории, когда президент США Герберт Гувер ввел пошлины против Канады, Великобритании, Франции и Германии. Тогда это привело к историческому процессу, который называется Великой депрессией. Выйти Америке из этого процесса позволила только Вторая мировая война, соответственно, все понимают, что в экономические войне страдают все. Не бывает там победителей, там бывают только проигравшие. Ситуация, которая сейчас идет, требует какого–то сосредоточения от всех, объединения, решения внутренних вопросов, а для этого нужен общий враг. Этим общим врагом назначен не традиционный для Трампа Китай, а Россия", – резюмировал Асафов.