Ведущий инвестиционный аналитик Bank of America Майкл Хартнетт рассказал, что нынешний устойчивый экономический рост в США, сокращающиеся рынки развивающихся стран, сглаживание кривой доходности облигаций – то, что уже было в 1998 году.
Тогда история развивалась стремительно: сначала в 1997 году начался кризис в Юго–Восточной Азии, который впоследствии быстро перешел на рынки развивающихся стран, чьи фондовые индексы обвалились практически на 60%. В России в 1998 году произошел дефолт.
Специалисты Bank of America отмечают, что сейчас из–за сильного доллара развивающиеся рынки рушатся, а акции высокотехнологичных компаний продолжают расти. Эти два фактора могут привести к глобальному кризису, отмечает Bloomberg.
Ранее приближение кризиса предсказал Всемирный банк. В докладе "Глобальные экономические перспективы" специалисты отметили, что обычно такие коллапсы происходят раз в десятилетие, и с момента последнего – в 2009 году – прошло ровно десять лет. Кроме того, перед предыдущим кризисом были аналогичные прогнозы относительно экономики.
В докладе указывается, что из–за торговой войны между США и другими странами (Китай, страны Европы), специалисты выделяют резкое торможение роста мирового ВВП. Хотя до введения политики протекционизма экономисты говорили просто о снижении темпов роста.
Во время Давосского форума ведущие экономисты заявили, что ситуация изменится в худшую сторону из–за роста процентных ставок и стремительного роста госдолга крупнейших стран.
Положение доллара
Ранее экономисты прогнозировали, что рост курса доллара будет временным. За первое полугодие 2018 года WSJ Dollar Index – показывает изменение курса доллара к корзине валют основных партнеров США по торговле – вырос на 5,1%. В связи с этим инвесторы начали переводить свои деньги с развивающихся рынков в США, указывают "Ведомости".
В то же время дешевеет китайский юань – в июне он снизился на 3,3%, пишет The Bell. Соответственно, есть риск повторения ситуации конца XX века. С этим мнением согласен директор Научно–исследовательского финансового института (НИФИ) Министерства финансов РФ Владимир Назаров.
"Кризис 1998 года – кризис, который зародился на развивающихся рынках из–за укрепления доллара, из–за перегрева на этих рынках. Сейчас мы вступаем, скорее всего, в длительный период усиления доллара, притоков финансов с развивающихся рынков на развитые. И на развивающихся рынках могут быть соответствующие кризисные явления. Они могут сопровождаться падением цен на нефть, потому что основной потребитель нефти – Китай, а о перегреве китайской экономики говорят, наверное, лет десять. Многие эксперты прогнозируют Китаю "жесткую посадку", но пока она не случилась. Случится ли она, непонятно. Но риск кризиса есть. Пока никто не доказал обратное", – заявил эксперт в разговоре с Baltnews.lt.
Последствия кризиса 1998 года
Кризис 1998 года привел к тому, что курс рубля за полгода упал более чем в 3 раза: перед дефолтом доллар стоил 6 рублей, после – 21 рубль.
Как следствие кризиса малые предприятия были разорены, несколько банков объявили о банкротстве, сбережения населения обесценились, упал уровень жизни, появилось много безработных и живущих на пособия по безработице.
По мнению Владимира Назарова, сейчас ситуация не повторится. Во многом из–за того, что в конце XX века в стране было "ужасное состояние внутренних финансов", рынок ГКО, высокие процентные ставки, несбалансированный бюджет. Государству, отмечает экономист, приходилось постоянно занимать на внешних рынках. Когда цены на нефть упали, условия внешнего кредитования ухудшились, и российская система оказалась нежизнеспособной.
"Сейчас состояние иное. Финансы более или менее стабилизированы при цене на нефть 40 долларов за баррель благодаря новому бюджетному правилу, принимаются меры долгосрочного характера в части повышения пенсионного возраста, поэтому все элементы российской финансовой системы на порядок устойчивее, чем это было в 1998 году. Да, если цены на нефть уйдут ниже 40 долларов за баррель, в России будет какой–то раунд девальвации. Но это не будет столь значительной девальвацией, как это было в 1998, 2008 и 2014 годах. Это будет гораздо более мягкая девальвация, более мягкая реакция со стороны цен, бюджет останется устойчивым, все обязательства будут выполняться. Для государственных финансов, населения и экономики в целом это не будет катастрофично. Поэтому при нынешней кредитно–денежной бюджетной политике повторение 1998 года невозможно для России", – резюмировал эксперт.