Премьер–министр Литвы Саулюс Сквернялис 13 июня заявил о недостаточном объеме средств для демонтажа Игналинской АЭС, которые должны быть выделены из бюджета Евросоюза до 2027 года. Литовская позиция по этому вопросу уже доведена до европейского руководства.
Игналинская АЭС, построенная в 1983 году, являлась крупнейшим энергетическим предприятием Прибалтики. Единственная в регионе атомная электростанция обеспечивала электроэнергией не только страны Балтии, но и смежные области Белоруссии и России. Интеграция в Евросоюз потребовала от Литвы ликвидации ядерного объекта. Пока Брюссель не компенсировал литовским властям выведение из эксплуатации Игналинской АЭС, несмотря на предусмотренные в договоре о вступлении Литвы в ЕС гарантии по покрытию финансовых издержек, связанных с закрытием станции.
Петр Петровский выразил уверенность в том, что закрытие ИАЭС проводилось исключительно в соответствии с интересами Евросоюза, но никак не Литвы.
"Есть много государств на территории европейского объединения, которые производят лишнее количество электроэнергии. В этой связи такие флагманы ЕС, как, например, Германия заинтересованы, прежде всего, в том, чтобы расширять рынки сбыта собственной электроэнергии", – заявил политолог.
Он добавил: "Ни технологические, ни другие претензии нельзя рассматривать как объективные факты ее закрытия". Петровский напомнил о том, что электростанция, идентичная Игналинской АЭС была возведена в Финляндии в 1995 году, уже будучи в составе Евросоюза. При этом никаких претензий со стороны Брюсселя к Финляндии не было.
Политолог также объясняет, почему Евросоюз не исполняет свое обещание по выплате средств, достаточных для покрытия ликвидации Игналинской АЭС:
"Во–первых, это связано с объективным фактором – выходом Великобритании из Евросоюза", – сообщает Петровский. "Brexit обернулся для бюджета ЕС большими экономическими издержками. На этом фоне урезания бюджетов готовятся не только для стран Прибалтики. В ЕС, в целом, наблюдается сокращение рынков и уменьшение количества дотаций".
Во-вторых, по словам политолога, вопреки тому, что Литва является, по сути, умирающим государством, евробюрократия по максимуму намерена сэкономить на выведении ИАЭС из эксплуатации и уменьшении любых выплат литовскому правительству.
В этой связи Петровский строит неутешительные прогнозы для прибалтийских стран и, как он отмечает, в первую очередь для Литвы и Латвии: "Перспективы их существования не ясны уже в среднесрочный период – там схлопывается рынок, вытесняется экономически активное население. Если, к примеру, в Литве по результатам советской переписи населения было 3 млн 500 тыс. человек, то на сегодняшний день по некоторым данным их количество снизилось до 2 млн 800 тыс.".