На прошлой неделе министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс дал развернутое интервью одному из медиаресурсов.
Во время беседы его с журналистом были затронуты различные аспекты литовской внешней политики в условиях меняющейся международной обстановки.
В центре внимания собеседников были два важнейших вопроса: отношения Литвы и России (кто виноват и что делать), а также трансатлантические разногласия (в том числе в контексте возможного сближения Европы с Москвой).
Не виноватая я
Взгляд Литвы на отношения с Россией продолжает удивлять и даже умилять своей однобокостью. Российская Федерация не идеальная страна – как и все остальные, и к отдельным ее действиям на международной арене можно относиться критически. Однако умение Литвы видеть в чужом глазу соринки, а в своем не замечать бревна в данном случае просто потрясает, пишет колумнист Sputnik Литва Андрюс Пятринис.
Говоря о диалоге с Россией, Линкявичюс настаивал, что он должен основываться на верховенстве права, взаимоуважении, последовательности и аргументации. При этом он подчеркнул, что Литва относится к российской стороне непредвзято и не выдумывает искусственных причин для осложнения отношений. А теперь к примерам.
Вот Вильнюс винит Россию в "аннексии" Крыма и "агрессии" на востоке Украины. Однако о правомерности революционной смены власти на Украине при поддержке Запада и о том, что "освободительная украинская армия" обстреливает и убивает мирных жителей Донбасса, господин Линкявичюс не говорит.
Зато он с легкостью обвиняет Россию во вмешательстве в американские выборы и в отравлении Скрипалей в Великобритании. Так подсобил бы прокурору Роберту Мюллеру и британским правоохранительным органам с доказательной базой, а то они сами не справляются.
А еще Россия, по словам министра, брутально нарушает международное право и как–то странно ведет себя в Сирии. При этом военные горячо поддерживаемой Литвой Америки находятся в этой стране без всяких оснований и за мистические химические атаки бомбят ее без санкции ООН.
И все это называется "непредвзятой" позицией, которая российское руководство почему–то не устраивает. Однако это Литву не смущает – ей есть с кем разговаривать в России. Правда, этих партнеров, многие из которых и в России–то редко бывают, большинство "неразумных" россиян либо не знают, либо терпеть не могут. Но это ничего – главное, Вильнюсу нравится, ведь они говорят то, что он хочет слышать.
И тут у ведущего интервью возник вопрос: если Литва такая правильная, а Россия такая плохая, почему Ангела Меркель едет в Москву и не отказывается от "Северного потока – 2"?
В ответ Линкявичюс, не особо зная, что сказать, лишь выразил надежду, что лидеры Европы, увлекшись realpolitik, не забудут о ценностях.
Отсюда вывод: если главные столицы ЕС говорят и даже сотрудничают с Россией, несмотря на всю ее "порочность", значит, диалог возможен, а в деградации российско-литовских отношений виновата, наверное, не только Москва.
Трансатлантический рубеж
Когда речь зашла об американо–европейских разборках, журналист буквально прижал министра к стенке стремлением выяснить, кого же в решающий момент выберет Литва. Линкявичюс пытался выкручиваться и говорить, что все не так плохо, как кажется. Однако когда один из высших руководителей ЕС заявляет, что с такими друзьями, как США, и врагов не нужно, делать вид, что ничего не происходит, крайне затруднительно.
По ответам главы МИД было заметно, что напряженность в стане союзников действительно есть и Литва опасается, что она будет нарастать. В этой связи Линкявичюс прямо сказал, что необходимость делать жесткий выбор между Америкой и Европой стала бы худшим вариантом развития событий.
Поэтому Вильнюс, исходя из его заявлений, по сути, действует в двух направлениях. Во-первых, пытается убедить партнеров по ЕС, что позицию США нужно принять во внимание.
Проще говоря, делайте как Америка, чтобы нам не надо было выбирать.
Во-вторых, ведется работа в самих Соединенных Штатах с целью убедить Вашингтон, что Литва делает все возможное и невозможное, чтобы Европа вела себя как надо, но это сейчас очень трудно, – поэтому Вильнюс надо понять, простить и продолжить поддерживать в сфере безопасности (тем более что приказ по выделению двух процентов ВВП на оборону выполнен).
В частности, Литва в контексте приближающегося саммита НАТО продолжает рассчитывать, что Америка поможет создать в Прибалтике региональную систему ПВО, а теперь заговорила еще и о привязке к сухопутному контингенту морской составляющей. Иными словами, желательно, чтобы в регионе постоянно находились (менялись) не только сухопутные войска, но и корабли НАТО, а то Россия расхозяйничалась на Балтике.
Обобщая, можно сказать, что Литву все больше беспокоит реально обостряющийся конфликт между США и ЕС, в результате которого Европа сближается с Россией, а литовское поле для маневра исчезает как шагреневая кожа. А тут еще европейский бюджет, как назло, обсуждается, и хочется получить побольше, но за красивые глаза деньги никто (тем более в Брюсселе) не дает.
Как бы не опоздать с верным решением…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.