Двое подозреваемых, которые сейчас содержатся в тюрьме США в Гуантанамо, подали иск в суд в 2011 и 2012 годах, сообщив, что с 2004 по 2006 год они незаконно удерживались в секретных тюрьмах ЦРУ.
ЕСПЧ обязал Литву выплатить 130 тыс. евро родившемуся в Саудовской Аравии палестинцу Абу Зубайде, который обратился с иском и рассказал о нечеловеческих условиях содержания, а также пытках в секретной тюрьме ЦРУ в Литве.
Ранее в 2016 году балтийская республика выступила в суде, где заявила, что на территории страны никакой секретной тюрьмы американских спецслужб нет.
Baltnews.lt обсудил ситуацию с бывшим президентом Литвы, депутатом Европарламента Роландасом Паксасом.
- Г-н Паксас, ЕСПЧ подтвердил, что в Литве действовали секретные тюрьмы ЦРУ…
— Правду нельзя скрыть. Оказывается, в 2004 году я был прав, когда пытался искоренить такие попытки.
- Как так вышло, что тюрьмы ЦРУ оказались на территории Литвы?
— Я думаю, что это недальновидная политика литовских властей. В то время, а может, и сейчас… литовские политики старались решать все дела так, чтобы, не дай бог, не сказать ничего от себя и против Объединённых Наций и Америки. Поддакивали, делали то, что против закона, против конвенций о правах человека. Это самое страшное для политики страны. Эти люди, несмотря на правила, несмотря на конвенции, не хотят идти своим путём, а идут на поводу у больших государств.
- В 2016 году Литва в ЕСПЧ отрицала наличие у себя этих тюрем. Почему?
— Очень неудобно искренне признать, что была сделана ошибка. Сейчас, думаю, Литва не очень-то радостно принимает это известие. Так и получается: одна ошибка идёт за другой ошибкой. Лучше было бы сказать: да, у нас такое было, да, мы извиняемся, да, может, президент Паксас был отстранён и по этой причине.
- А вы какое влияние оказали на эту историю?
— Когда руководители тогдашнего Департамента госбезопасности обращались ко мне, как к президенту, что, мол, если такая возможность будет, как бы президент отреагировал? Я сказал: нет, я буду против. Это и было одной из причин отстранения меня от должности.
- Как вы считаете, ожидают ли Литву какие-либо санкции, помимо выплаты компенсации подозреваемому?
— Думаю, это не украшает страну. Страна участвует во всех демократических процессах и институциях, европейских, мировых, и сейчас международные конвенции нарушены. Это не украшает. Литва сейчас нехорошую ноту взяла: обучать все другие страны демократии. Оказывается, что у нас у самих демократия на одной ноге стоит.
- Нынешние литовские власти считают размещение тюрем ошибкой?
— Если бы это решение принималось сегодня в правительстве или в нынешнем парламенте, посмотрели бы, какое решение было бы. Я думаю, что этот истеблишмент, который способствовал решению в 2004-2005 годах, имеет продолжение и сейчас.
- Решение связано со стремлением угодить США?
— Я уверен, что в Америке жесткие правила, что применять насилие против заключенных запрещено и американцы стараются избежать этого, поэтому они применяют такие вещи в других странах. Одни страны идут на поводке, другие страны не идут на поводке. Литва пошла на поводу. Литва закрыла глаза на конвенцию, на права человека. Можно искать аргументы и оправдания, но факт налицо. Таких вещей не должно быть в самостоятельном государстве.