Кто не знает, что "Айболит – он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица…". И другие домашние и дикие животные. Айболит вылечит всех.
По деревом он не сидит, а стоит, слегка наклонившись к девочке. Скульптура изображает мужчину в пальто, в привычной еврейской шляпе и девочку с кошкой на руках. Будет ли доктор лечить кошку гоголем-моголем, будет ли ставить градусники – это нам не известно.
Зато известно другое. Корней Чуковский в Вильне останавливался в доме Цемаха Шабада дважды. Врач и общественный деятель, Шабад был в Вильне фигурой примечательной. Неудивительно, что в архиве Чуковского нашли прямые указания: именно доктор Шабад стал прототипом Айболита. Первые записи о докторе писатель сделал в 1912 году, именно после поездки в Вильнюс.
Виленский еврей Цемах Йоселевич Шабад, к слову — московский студент. И вполне мог быть сокурсником или однокорытником, например, профессора Филиппа Филипповича Преображенского из "Собачьего сердца" Михаила Булгакова. В 30-е годы ХХ века Шабаду – только 60 лет. Он родился в 1864 году. По возрасту – из поколения Преображенского.
Но если Филипп Филиппович занимался только наукой, но Цемах Йоселевич в Астрахани боролся против эпидемии холеры. А в 1905 году тихий доктор был арестован за участие в антиправительственных выступлениях и выслан за пределы Российской Империи, изучал медицину в Берлине, Вене и Гейбельберге.
В Первую мировую войну Шабад – полковой лекарь в русской армии. С развалом вооружённых сил обосновался в Вильно. Здесь вёл активную общественную деятельность: был редактором журнала и членом городского муниципалитета, возглавлял еврейскую общину и представлял Вильно в Польском сейме, написал несколько книг по медицине на польском, немецком и русском языках.
Говорят, он никогда не отказывал людям в помощи, а с бедных пациентов не брал платы за лечение, инициировал создание приютов для сирот и оздоровительных лагерей для детей. Благодаря Цемаху Шабаду в городе была организована акция "Капля молока", когда малоимущим евреям, имеющим грудных детей, бесплатно выдавались еда и одежда.
Заглянем на библиотечные полки. Вот что пишет Корней Чуковский:
"Был это самый добрый человек, какого я только знал в жизни. Он лечил детей бедняков бесплатно. Придёт, бывало, к нему худенькая девочка, он говорит ей:
"Ты хочешь, чтобы я тебе выписал рецепт? Нет, тебе поможет молоко, приходи ко мне каждое утро, и ты получишь два стакана молока".
И по утрам, я замечал, выстраивалась целая очередь. Дети не только сами приходили к нему, но и приносили своих животных".
Далее Чуковский описывает случай, который, по его словам, положил начало истории об Айболите:
Как-то к доктору Шабаду пришли трое плачущих детей и принесли кошку, у которой застрял в языке рыболовный крючок. Доктор, вооружившись щипцами, ловким движением вытащил крючок. Как и родились культовые "Приходи к нему лечиться и корова и волчица…".
Но вот парадокс. Соседям Шабада была хорошо известна его главная заповедь "Опрятность – условие выживания". А умер Цемах Йоселевич в 1935 году от сепсиса. То есть, от заражения крови. Медики утверждают, что к септицемии склонны люди со слабой иммунной системой.
Газеты свидетельствуют, что в январскую стужу за гробом шли более тридцати тысяч горожан.
Что касается памятника, его установили по инициативе знаменитых потомков доктора Айболита (внимание, читатели!): Цемаха Уриэля Вайнрайха, Майи Плисецкой, Анны Павловой и Михаила Ботвинника. Средства на создание памятника выделил международный "Фонд литваков" — так называют себя евреи, жившие и живущие на территории Литвы.
Автором скульптурной композиции стал литовский скульптор Ромуалдас Квинтас. Со слов мастера, у этой девочки тоже есть реальный прототип.
Сохранилась история о маленькой девчушке, которой доктор Шабад поставил диагноз "систематическое недоедание", а назавтра сам принёс ей бульон и белую булку. Когда маленькая пациентка выздоровела, она в знак благодарности подарила врачу свою любимую кошку. Ту, что держит сейчас на руках бронзовая девочка.
Возможно, это правда. Но даже если легенда – всё равно очень трогательная.