Школа русской живописи Литвы уходит корнями в глубокое прошлое – к расцвету Великого княжества Литовского в XV в. и продолжает свой путь в XIX и XX столетиях, когда её прославляли и прославляют такие личности как Мстислав Добужинский, Владимир Дубенецкий, Александр Стишко и Никас Сафронов.
Сегодня представители "русской школы" продолжают хранить традиции своих именитых предшественников и восполнять культурную жизнь уже современной Литвы.
10 июня в Центре национальных культур Клайпеды открылась ежегодная выставка живописи "Русский вернисаж", которую представил "современный Дягилев в живописи Литвы" Валерий Серёгин и председатель Союза литераторов и художников "РАРОГ" Валерий Иванов.
Подробный фоторепортаж ЗДЕСЬ.
Мы попытались выяснить у художников и меценатов в чём же кроется "волшебная сила искусства" русской школы живописи в Литве.
BALTNEWS.lt: Ваша биография очень многогранна. В прошлом военный, а теперь искусствовед и покровитель русских художников Литвы.
Валерий Серёгин: Это так. Но я вырос в Вильнюсе и с юношеских лет начал увлекаться историей и древней культурой этого города. Я всегда тяготел к искусству и посещение музеев и выставок становилось для меня настоящим подарком.
BALTNEWS.lt: По долгу службы Вам довелось объездить весь Советский Союз, насколько профессия военного инженера сопоставима с меценатством и покровительством искусств?
Валерий Серёгин: Прежде всего это зависит от личности. Я объездил почти весь Союз, порою приходилось работать в очень трудных условиях, особенно, когда я попал на Кольский полуостров. Но это тоже накладывает свой отпечаток. Необъемлемые широты страны, непередаваемая красота русского Севера во многом сформировали и укрепили мою любовь к искусству, которое неотделимо от величия природы.

BALTNEWS.lt: Идея об объединении русских художников Литвы и создании масштабной выставки появилась сравнительно недавно, что послужило началом?
Валерий Серёгин: Сама идея возникла пять лет назад. Жизнь сложилась так, что после того как я вышел в запас сама судьба подтолкнула меня к искусству. Изначально я продавал картины, благодаря этому сблизился со многими художниками, меценатами и владельцами литовских галерей. Первый "Русский вернисаж" при поддержке посольства России в Литве состоялся в историческом центре моего любимого старого Вильно и собрал прекрасных представителей русской школы живописи в Литве. За эти годы мы существенно расширили географию, сегодня выставки проходят по всей стране, а разрозненные художники сформировали целое объединение – открыв себя ценителям искусства и став ближе к широкой публике.
BALTNEWS.lt: То есть, одной из ваших задач является сделать "русскую живопись Литвы" более массовой, но совместимы ли такие вещи как популярность и искусство?
Валерий Серёгин: Искусство всегда остаётся популярным, но одновременно оно существует вне рамок популярности, так подлинная красота не подвластна времени. Живопись не может привлечь к себе широкие массы, зачастую осознание ценности полотен приходит потом. Многие говорят, что большинство людей не доросли до искусства, отчасти это так, но единожды к нему прикоснувшись, ты остаёшься с ним навсегда. Подобно прикосновению к Храму и духовности. Не всем дано понять это сразу, но к этому приходят постепенно.
BALTNEWS.lt: Русские художники Литвы – это одно, но "русская школа" живописи в Литве говорит о том, что у вас есть свои очертания?
Валерий Иванов: Красота вещь вообще очень относительная, так как никто не знает, что это такое. Точнее никто не может выявить её истинность и подлинность, подобно правде, у каждого народа она своя. История нашего народа, его ценности, нравственность, вера отразились и на нашем восприятии прекрасного. Говоря об особых очертаниях "русской школы" и наших художников – им свойственна реалистичность и мягкость. Об этом свидетельствует и картины, представленные сегодня.
BALTNEWS.lt: На какие полотна следует обратить особое внимание?
Валерий Иванов: Здесь представлено 35 картин тринадцати русских художников Литвы. Абсолютно все заслуживают пристального внимания, так картины отбирают заранее. Художники работают в разной технике.
Например, картины Александра Осина выполнены в духе импрессионизма – это светлые весенние пейзажи. В центральной части зала два больших пейзажных холста маслом вильнюсского художника Юрия Григоровича, высокопрофессионально выполненные в технике a la prima – за один сеанс. Особенно хочется отметить работы Татьяна Мазаевой, работающей в технике флористики, её картины созданы из растений и засушенных цветов. Натальи Рябчук, которая по-своему уникальна, так как она пишет на стекле.
BALTNEWS.lt: Несмотря на различную технику и тематику полотна связаны воедино?
Валерий Иванов: Отчасти да, отчасти нет. Безусловно, все они олицетворяют что-то своё и каждая из них отражает искренность, картины, как и их авторы, содержат в себе частицу жизни. Например, работы Натальи Клубиной-Зузо олицетворяют вечные – духовные ценности, равно как и работы, представленные фотохудожником Валерием Зубаковым. Картины Владимира Богатырёва гротескны, но все они отражают суть – это пронзительная откровенность художников, переносящих часть души – на полотно.
Послесловие: Vita brevis ars longa – жизнь корота, искусство вечно
Подводя итоги беседы и самой выставки, следует отметить, что ценность русских художников Литвы заключается в том, что они не являются наследниками русской культуры. Они не музейные работники, охраняющие остатки былого величия. Представители русской школы живописи в Литве являются хранителями и продолжателями художественного наследия России и Литвы – культурным мостом между двумя нациями.
Сейчас, благодаря вниманию, поддержке и кропотливой работе "русско-литовских Дягилевых" у русских художников, работающих в Литве, есть шанс занять подобающее место в контексте литовской культуры. Для успеха нужно лишь немного внимания, популяризация и осознание значимости "русской школы в Литве".
Скажем проще: если наши художники будут нам не интересны нам, они не пропадут – их увидит другая публика, глубже интересующаяся русской живописью. Во Франции, в Германии, в Италии, наконец, в России, но только не у нас – на их родине, в Литве.