Если реконструировать пирамиду, то ещё в середине XIX века в Санкт-Петербурге в её основании расположились родоначальник литовской художественной литературы епископ Мотеюс Валанчюс, историк Симонас Даукантас. В начале XX здесь расцвели художник и композитор Миколас Чюрлёнис, поэт-символист Юргис Балтрушайтис, писатель Винцас Миколайтис-Путинас.
А на вершину пирамиды можно водрузить первого президента Литвы Антанаса Сметону. Он окончил Санкт-Петербургсикй университет, в котором учился и нынешний президент России Владимир Путин, а позже Путина — нынешний президент Литвы Даля Грибаускайте.
Становление Сметоны как личности пришлось на те годы, когда власти России ослабили национальную узду и позволили детям литовских крестьян поступать в столичный университет. Справедливости ради надо отметить, что Антанас окончил университет с горем пополам. Два раза его оттуда выгоняли, но литовец из глубинки упорно тянулся к знаниям. И таки получил их. Трудно сказать, насколько они двоечнику Сметоне пригодились, но, надо полагать, пригодились, раз сумел стать президентом.
Потомственный дворянин Аугустинас Вольдемарас, например, окончил гимназию в Санкт-Петербурге с золотой медалью, затем блестяще проявил себя в том же легендарном Санкт-Петербургском университете, стажировался за границей, стал профессором, удостоился многих почестей. Но в политической карьере сумел подняться лишь до ступени премьер-министра Литвы. Видно, судьба к дворянину оказалась менее благосклонна, чем к сыну крестьянина.
Кстати, по-русски Анатанас писался, как Антон Иванович Сметано. И никаких неудобств сей факт Антону Ивановичу не доставлял. Более того: Антон Иванович многое русское любил, а после революции 1917 года сумел найти общий язык и с Советской властью.
Историки считают, что президентом Литвы Антанас Сметона тоже стал не без помощи СССР.
Вот что об этой стороне политической биографии первого президента Литвы рассказывает историк Владимир Нырко.
Литовский историк Зенонас Буткус документально доказал, что до переворота 1926 года газеты и вообще вся печать сметоновской партии националистов финансировались за счёт денег, получаемых из советского посольства.
На первый взгляд, это кажется парадоксальным. Ведь согласно официальным заявлениям переворот был совершён "ради спасения родины от большевистской угрозы". На самом деле никакой большевистской угрозы в Литве в те годы не было.
Если в 1922 году на выборах первого Сейма коммунисты получили 5 мест, то во втором и третьем Сейме они не были представлены. Зато заметно усилились социал-демократы, которых не любил Сталин. В мае 1926 года христианские демократы и другие правые партии проиграли выборы в Сейм. Партия националистов Антанаса Сметоны и Аугустинаса Вольдемароса потерпела сокрушительное поражение и получила в Сейме всего 3 места из 85. Любопытно, что ровно столько же получил Еврейский демократический союз. Немецкая партия Клайпеды получила 6 мест. Центральный польский избирательный комитет немного опередил партию Сметоны – он получил 4 места.
Так к власти пришли либеральные силы: Литовский крестьянский народный союз и социал-демократы. Вместе они набрали 40% голосов. В июне третьим президентом Литвы был избран Казис Гринюс – кстати, ещё один птенец России: он был выпускником медицинского факультета Московского университета.
Либеральная коалиция начала менять облик Литвы. Была проведена амнистия политических заключённых и расширены демократические свободы. Разрешили регистрацию брака вне церкви. В рамках сокращения бюджета предполагалось сократить военные расходы. Но офицеры считали себя кастой избранных и не хотели лишаться привилегий. Поэтому военный переворот они организовали не столько ради Литвы, которой ничего плохого не угрожало, сколько ради сохранения своих непомерно высоких доходов.
Объективно интересы литовских военных совпали с интересами большевистской России, которой было важно, чтобы их союзник против Польши тратил больше денег не на социальные цели, а на армию и вооружение.
Косвенно, но очень убедительно эта версия подтверждается визитом в Клайпеду советских военных кораблей. 19 — 21 августа 1929 года в Литву пришли под флагом ВМФ СССР эсминцы "Калинин" и "Войков". Это был период обострения польско–литовских отношений. Поэтому боевые советские корабли демонстративно пришвартовались в самом центре города. Визит проходил с большой помпой: советско-литовское противостояние Польше было важно и для Антона Ивановича Сметано, и для Иосифа Виссарионовича Джугашвили.