Профессор Межевич — специалист в вопросах международных отношений в регионе Балтийского моря, политической истории и экономике стран Балтии, приграничного и трансграничного сотрудничества, автор более 150 научных работ, в том числе учебников.
BALTNEWS.lt: Николай Маратович, наблюдаете ли Вы какие-то положительные явления во внешнеэкономическом и внешнеполитическом сотрудничестве Прибалтийских государств с Россией?
— Нет. Если 2013 год прошёл под знаком упущенных возможностей, то 2014 год ставит вопрос о том, что эти возможности будут упущены на ближайшую и среднесрочную политическую перспективу. Если шире посмотреть на историю Эстонии, Латвии и Литвы, то всей их независимости набирается около тридцати лет. Но реальная независимость для них уже кончилась.
То, что с точки зрения регуляторов в экономике и политике требуют Брюссель и, как ни странно, Монс (штаб-квартира NАТО), — это уже много больше, чем требовала Москва. Европа жёстче Сталина требует регулирования всех ключевых параметров экономического развития.
С точки зрения местных особенностей, традиций, уважения к населению, я бы опять не сказал, что новые центры влияния показали себя иначе, чем Москва. Трансферты из Брюсселя, как и деньги из Москвы, связаны с определенными обязательствами. Масштабных экономических достижений нет. Наоборот, заканчивается советское наследство, последнее доедается, а перспективы не ясны. Да, Эстония самое богатое с точки зрения душевого ВВП государство постсоветского пространства, но и Советская Эстония была самой богатой республикой СССР. Достижения Литвы очевидны на фоне Украины, но Польша как была, так и осталась впереди. С точки зрения свободы принятия экономических решений и общей эффективности экономики, Польша ближе к Германии, чем к Литве.
Масштабные экономические проблемы надо на кого-то списать. В этом отношении идеальнее России кандидата не найти. Но к избирательным урнам приходят всё более молодые, не заставшие Советский Союз. А министр внутренних дел Эстонской Республики в парламенте говорит: зарплаты у полицейских маленькие, потому что это наследие СССР. Но такие речи всё меньше вызывают сострадание и всё больше хохот. Причем не у "неправильных" русских, а у "правильных" эстонцев. Слишком уж долго в странах Балтии эксплуатируется одна и та же мифология. Она дала потрясающую этноконсолидацию двадцать с лишним лет назад, но она всё-таки не вечна.
BALTNEWS.lt: Однако именно на этой платформе современные политэлиты стран Балтии строят своё благополучие…
— Любая политическая группа, заняв ведущее положение в государственной системе, заинтересована в сохранении власти. Если кто-то захватывает власть легально или нелегально, легитимно или нелегитимно, он захватывает её не только для того, чтобы выкурить во власти сигарету. Значит, власть берут, для того, чтобы ее сохранить. Но у власти в Прибалтике логики нет. Сейчас поясню.
Если бы власти Балтии оказались заинтересованными в наиболее долгой консервации своего влияния, они не должны бы себя так вести в отношении восточного соседа. При чём в России никто не питает иллюзий. Никто не говорит, что эстонско-российские или литовско-российские отношения могут быть такими же, как белорусско-российские. Не надо этого.
Но речь о том, что литовско-российские отношения могут быть осторожными, позитивными, как например, российско-финские отношения. Никто на высшем уровне в России даже не говорит о литовско-российских отношениях на уровне российско-финских – этот уровень в краткосрочной и среднесрочной перспективе недостижим. Вместо стремления Литвы к сотрудничеству налицо стремление к разного рода скандальным заявлениям. Почему?
Потому что долгосрочной перспективы удержания власти у политических элит Балтии нет. Они понимают, что рано или поздно придёт время тех людей, которые сегодня отодвинуты в тень. Придёт время людей, которые спросят: хорошо, вы нас убедили — СССР был плох. Прошло 30 или 40 лет, что сделали вы? Где наши достижения, где наша промышленность, сельское хозяйство, свобода, в конце концов, где наша независимость?
22-23 года назад я испытывал определённый оптимизм в отношении стран Балтии. К власти этих стран шли представители народных фронтов. Кто это был? Представители советской интеллигенции, занимавшие центристские позиции по экономическим и политическим вопросам. Очень долго россияне видели именно это поколение, эту волну. Но за широкими спинами Сависаара и Бразаускаса сформировалось новое поколение, чётко сказавшее, что с Россией у нас ничего общего кроме границы.
BALTNEWS.lt: У кого, в таком случае, учиться добрососедству?
— У финнов. Давайте подумаем, неужели у финнов меньше оснований обижаться на Россию, чем у литовцев? При внимательном рассмотрении финско-советские отношения были ничем не лучше, а, может быть, даже хуже. За короткий срок существования финской государственности мы успели повоевать дважды. Причем это были не какие-нибудь конфликты, а настоящие полноценные войны. Возникает парадоксальный вопрос:
не потому ли сегодня российско-финские отношения сбалансированы и относительно эффективны в экономике и политике, что мы, проверив друг друга на прочность, пришли к некому результату, который устраивает и Москву, и Хельсинки независимо от ситуации и флага, развевающегося над Кремлём?
Все последние годы Финляндия и Россия старались сохранить всё положительное, оставшееся от советского периода, и, по возможности, добавить что-то новое. Это новое — сотрудничество в области туризма.
В приграничных районах Финляндии 90% туристов составляют российские туристы. Много здешней недвижимости принадлежит гражданам России, а точнее — жителям Петербурга и Москвы. По этому поводу в Хельсинки было несколько запросов в парламенте, и "правые" спросили: не стоит ли прекратить продажу недвижимости русским? Им ответили представители местных самоуправлений: от 40% до 60% местных бюджетов формируется россиянами, посещающими и постоянно живущими на территории Финляндии.
Мол, если "правые" партии готовы компенсировать за счёт других местных проектов дефицит бюджетов в данных размерах, то в приграничных самоуправлениях не будут ничего продавать русским и даже могут их изгнать. Парламентская дискуссия моментально оказалась закрытой.
Конечно, сейчас наступили не лучшие времена в российско-финских отношениях, Финляндия — член ЕС и срабатывает принцип коллективного принятия решений, как и принцип солидарного ответа за эти решения… Это, как вы понимаете, я говорю о санкциях и контрсанкциях.
BALTNEWS.lt: Прогноз от профессора Межевича — как долго страны Прибалтики могут существовать в рамках Европейского Союза?
— Сколь угодно долго, пока существует Европейский союз. Для ЕС прокормить, например, Эстонскую Республику, даже при условии, что в Эстонии вообще никто ничего не будет делать, — это пустяки. Это дешевле, чем содержать городское хозяйство Берлина.
Но чтобы Эстония или Литва динамично развивались, действительно догоняли Польшу, Финляндию или Германию, нужно полноценное сотрудничество и в западном, и в восточном векторах. При этом одного западного вектора мало. И одного восточного тоже мало.