"Полякам это не надо. Они хотят сохранить у себя механизмы валютного регулирования, с помощью таких механизмов как девальвация валюты эффективно управлять национальной экономикой. Польша не переходит на евро, потому что происходит консенсус польского общества. Представители не только правых, но и левых в большинстве своём выступают за сохранение национальной валюты. Поэтому, когда господин Туск так приветствует литовский опыт, это смешно",- убеждён профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Николай Межевич.
В эксклюзивном интервью порталу RuBaltic.Ru Николай Маратович подчеркнул тот факт, что сама Польша за годы правления Дональда Туска не только не перешла на евро, но всячески защищала национальный злотый.
Вторым высоким гостем Вильнюса на минувшей неделе был вице-председатель Еврокомиссии Валдис Домбровскис Он тоже похвалили литовские власти за проведённые реформы и приветствовали переход страны на евро, подчеркнув впечатляющие реформы литовских властей на пути к этому шагу.
Заявления высоких европейских гостей были подхвачены литовскими СМИ и представлены как серьёзное свидетельство достижений литовской экономики и литовского общества на пути интеграции в Европейское сообщество.
В то же время эксперты более сдержанно отнеслись к свершившемуся переходу на евро. Что же касается слов высоких европейских чиновников, то они больше похожи на желание польстить Литве, приправленное плохо скрытой издёвкой.
Николай Межевич подчеркнул, что латвийская экономика, ранее литовской перешедшая на евро, нисколько от этого не выиграла.
"Что же касается Домбровскиса, то Латвийская Республика перешла на европейскую валюту и нельзя сказать, чтобы от этого что-то существенно ухудшилось, равным образом нельзя сказать, что от этого что-то существенно улучшилось. Транзакции со странами, входящими в европейскую валютную зону, безусловно, упростились. Стало удобнее сравнивать цены, зарплаты, пособия, скажем, с Люксембургом. Другое дело, что эти сравнения никак не в пользу Латвии. А в пользу, всё-таки, Люксембурга".
Приблизительно такого же эффекта от перехода на евро ожидает эксперт и для литовской экономики.
"И вот теперь по этой дороге отправилось третье государство Прибалтики. Некоторое округление цен уже произошло, упрощение работы на европейском рынке тоже произошло. Но в целом, это абсолютно не отменяет общие экономические условия функционирования Литовской Республики. Это минимальный внутренний рынок, который уменьшается и за счёт того, что уезжают люди, и за счёт того, что экономика не развивается – это фактически признанный кризис, – и за счёт того, что идёт милитаризация экономики, и за счёт того, что вместо разумных экономических решений ищутся враги, и за счёт того, что вместо оптимизации развития за счёт факторов соседства, организуются абсурдные проекты, типа сжиженного газа, Rail Baltica-2", — рассказал профессор Межевич, призвав Литву обратить внимание на структурные реформы в экономике и смену политического курса.
"Ситуацию в Литве будет определять не евро, а общая ситуация в стране, которая далеко не блестящая. И поэтому было бы более разумным рассмотреть оптимизацию внешнеэкономических связей, разнонаправленного торгово-экономического сотрудничества на Запад и Восток. Вместо этого происходит то, что происходит, и экономические последствия от этого будут более, чем очевидные.
Ввод евро в этом отношении не поможет, впрочем как и не ухудшит", — рассказал эксперт по прибалтийским странам.