Россия готовится отразить возможную агрессию Запада на Defender-Europe 2020 – эксперт

Sputnik

Анастасия Савинова

В 2020 году США проведут маневры Defender-Europe 2020 на территории десяти стран Европы. В них примут участие 37 тысяч военнослужащих. Военный эксперт Александр Тиханский считает, что учения позволят американцам отработать европейский театр военных действий.

В рамках маневров Defender-Europe 2020 НАТО вновь продемонстрирует свои "мирные" намерения, "напичкав" страны Европы, граничащие с Россией и Белоруссией, военной техникой и американскими войсками. Как на милитаризацию региона ответят Минск и Москва, и как это повлияет на архитектуру безопасности в Восточной Европе, Baltnews узнал у военно-политического аналитика, профессора Академии военных наук РФ Александра Тиханского.

– Г-н Тиханский, учения Defender-Europe 2020 станут крупнейшей за последние 25 лет операцией по переброске войск США в Европу. В чем основная необходимость проведения столь масштабных маневров?

– Если говорить о необходимости с точки зрения американцев и НАТО, то здесь идет просто проверка военной логистики. Это действительно крупнейшая переброска 20 тысяч американских военных на европейский континент, поэтому здесь будет очень крупная логистика.

НАТО практически в два раза нарастил количество учений. Прошедшие маневры показали, что европейская инфраструктура не совсем приспособлена к переброске войск, особенно бронетанковых подразделений.

Здесь имеется в виду и высота мостов, и плюс еще переброска иностранных военнослужащих сопряжена с так называемым военным Шенгеном, которого раньше не было.

Военнослужащих пропускали как иностранцев, а теперь они сделали системы военного Шенгена, чтобы военные любых стран НАТО могли спокойно перемещаться без соответствующих документов.
Эти учения – это отработка театра военных действий. В основном учения будут происходить на территории Германии, Польши, в Литве, Латвии и Эстонии.

Политолог Александр Тиханский
© Sputnik / Виктор Толочко.
Политолог Александр Тиханский

– Существует мнение, что одна из главных целей учений – это отработка оперативной переброски войск именно на Восток. Почему НАТО уделяет столь большое значение региону Восточной Европы?

– В учениях Defender-Europe 2020 главное не столько подготовка личного состава стран Восточной Европы, а подготовка именно военной инфраструктуры. К маневрам проводится модернизация дорог, мостов, аэродромов и так далее. То есть цели здесь две: подготовка этой инфраструктуры и театра военных действий.

В НАТО, даже если [президент Франции Эммануэль] Макрон говорит, что в альянсе не видят в лице России врага, то в данном случае вся Прибалтика и Польша на это истерически отвечает, мол, как же не враг, когда это "агрессор".

Больше всего боятся, что Белоруссия и Россия раз – и пробьют Сувалкский коридор на Калининградскую область, чтобы соединить континентальную Европу и Белоруссию.

Они берут в кучу множество причин о размещении Россией ракет, "нарушении ДРСМД" и так далее и истерят, особенно сильно это проявилось после 2017 года, когда были проведены российско-белорусские учения на территории Белоруссии "Запад 2017". Все говорили, что сейчас танки пойдут, на Украине говорили, что они пойдут на Киев… в общем, каждый на себя их хотел притянуть.

Но после этого российско-белорусские учения проходили далеко – Нижний Новгород [находится] в тысяче километров от границы, чтобы они не истерили. Но им, видимо, этого мало показалось. И вот даже танковый батальон, который США разместили в Литве, передислоцировали туда аж за полгода до проведения Defender-Europe 2020. Это несмотря на то, что на ротационной основе в каждой стране находятся оперативно-тактические группы с бронетехникой и численностью военных около тысячи человек.

В данном случае это нарушение военного баланса. Министр обороны Белоруссии уже прямо сказал, что для Минска это представляет определенную военную опасность.

– Согласно данным СМИ, главной целью учений станет отработка сценариев, максимально приравненных к реальным действиям при потенциальном военном столкновении с РФ. Есть ли в этом элемент устрашения Москвы? И как Россия сможет использовать на пользу эти маневры?

– Здесь не только о России идет речь, Москва активно работает с Минском, и не зря еще президент [Белоруссии Александр] Лукашенко отмечал, что военная разведка Белоруссии полностью отслеживает передвижение войск НАТО, которые сейчас происходят перед учениями.

И российские, и белорусские воинские части, которые находятся в этом регионе, полностью выведены на новый уровень боеготовности. Участилось в два раза количество проверок этой боеготовности. И именно обеспечение этой боеготовности пойдет на пользу России и Белоруссии в рамках учений Defender-Europe 2020, повысится готовность к отражению возможной агрессии со стороны НАТО.

Мы думаем, что этого не будет, но опять же, отработка этой инфраструктуры театра военных действий силами альянса представляет опасность для России и Белоруссии.

Касаемо элемента устрашения, то сам НАТО называет такие маневры политикой мягкой силы, то есть они стремятся показать свою решимость и возможность нанести соответствующий удар.

– Какие сигналы дает Москве и Минску проведение учений у российских и белорусских границ?

– Саммит НАТО показал, что если военная составляющая у них еще более-менее непротиворечивая, то политическая, наоборот, довольна противоречива. В НАТО соответствующий раздор в политическом плане существует, когда одни говорят, что Россия представляет угрозу, а Макрон, наоборот, говорит, что не представляет и так далее.

Прибалтика с Польшей, наоборот, пытаются разместить у себя все больше американских войск, считая, что только американские военнослужащие могут их обезопасить от якобы существующей военной угрозы со стороны РФ. В данном случае мы видим, что Польша даже готова за свои деньги разместить бронетанковую дивизию на своей территории.

Именно страны Балтии последнее время демонстрируют увеличение оборонных бюджетов до 2% ВВП, чего и требует [президент США Дональд] Трамп.

Соответственно, мы видим, что приходится предпринимать определенные меры безопасности российским и белорусским Вооруженным силам, особенно в плане региональной группировки воинских сил. На сегодняшний день уже существует постоянно действующий штаб этой региональной группировки войск.

В этом случае мы можем говорить, что это и есть та мера по усилению военной готовности к отражению удара вероятного противника.

– Насколько милитаризация Восточной Европы способствует увеличению напряженности ситуации в регионе?

– Об этом можно говорить, где-то начиная с 2014 года, пошла быстрая милитаризация, которая четко проходит у границ России и Белоруссии. Это угроза и для Москвы, и для Минска.

Особая угроза здесь представляется для российского эксклава – Калининградской области. Мы прекрасно знаем, что некоторые учения НАТО [нужны] для того, чтобы узнать, за какое время военные альянса смогут взять Калининградскую область.

Они рассчитали, что им хватит 4-5 дней, на что я могу сказать, что, конечно, это неправда, и они этого не смогут сделать, даже если учитывать количество войск сил, которые на сегодняшний день у НАТО есть.

Но то, что активная милитаризация идет у северо-западных границ, – это вопрос однозначный, и мы можем говорить о том, что эта тенденция в ближайшие годы сохранится. Это тенденция, которую ведут Польша и страны Прибалтики.

– А для чего эти страны настаивают на увеличении американских войск под предлогом "российской угрозы"?

– Они считают, что им это выгодно, и под это они получают какие-то дотации. Дело в том, что в следующем году и Польша, и Прибалтика лишатся тех дотаций ЕС, которые они получали раньше. И это их очень беспокоит, им надо какую-то причину найти, чтобы они продолжались в том же объеме. И вот в данном случае проще всего в качестве причины называть некую "российскую угрозу" и под эту угрозу получать деньги.

– Президент Белоруссии Александр Лукашенко поручил разработать планы ответного реагирования на размещение военных контингентов НАТО и США у своих границ. Что могло бы стать адекватным ответом на увеличение присутствия войск в Восточной Европе?

– Адекватный ответ уже есть – это повышение боеготовности войск, увеличение внезапных проверок боевой готовности и при каждой проверке выход на границу.

– Кстати, пару месяцев назад в СМИ активно обсуждалась тема размещения российской военной авиабазы на территории Белоруссии. Наличие такой базы на белорусской территории смогло бы стать ответной мерой на действия НАТО у границ РФ и Белоруссии?

– Если брать в военном плане, то эта авиационная база появится на территории Белоруссии, в случае надобности, в течение двух-трех месяцев. Но подлетное время тогда уменьшится всего на четыре-пять минут, поэтому в военном плане, наверное, все-таки нет такой необходимости. Именно поэтому этот вопрос со стороны России не сильно муссируется, он больше в СМИ обсуждается в контексте отношений РФ и Белоруссии.

Среди военных это даже не обсуждается, у нас силовой блок Союзного государства выступает локомотивом Союзного государства, он всегда идет вперед, и ни одного шага назад сделано не было. Он выполняет свои задачи для усиления боеготовности, увеличения оснащения войск, военно-технического сотрудничества и так далее.

А вот в военно-политическом плане, то да, это представляло бы большую угрозу для Литвы и для Польши.

– Являются ли эти маневры сигналом для стран Европы о том, что залогом их безопасности являются именно США?

– Еще год назад и [канцлер ФРГ Ангела] Меркель, и [президент Франции Эммануэль] Макрон высказывали такую позицию, что НАТО не является таким защитником, а США по пятой статье устава НАТО (о коллективной обороне – прим. Baltnews) вообще могут ничего не делать, и для этого Европе нужно создавать свои европейские силы. То есть разговоры идут о том, что американцы не могут Европу защитить, потому ей нужны свои вооруженные силы.

Тут вопрос такой – никто не знает, будет ли война, какой она будет, и насколько американцы с теми или иными задачами смогут справиться. Я думаю, что США не могут справиться с такими задачами просто потому, что у них нет ни средств, ни возможности. Это показала и иракская война, война в Афганистане – они в двух точках вести боевые действия попросту не могут.

Так да, США всячески пытаются показать, что они являются гарантом европейской безопасности. Поэтому европейцам и говорят, что надо платить эти 2% ВВП.

Ссылки по теме