29 стран-участниц НАТО подвели итоги проходившего в Лондоне саммита альянса, на котором отмечалось 70-летие с момента создания блока. Мероприятие, должное продемонстрировать единство союзников перед новыми вызовами, было явно обременено множеством проблем и взаимных претензий, которые привезли с собой лидеры государств.
Впрочем, формально все завершилось успешно: в итоговой декларации члены союза подчеркнули, что сохраняют приверженность целостности альянса, и наметили основные направления развития.
В декларации отмечен прогресс стран-участниц в сфере укрепления коллективной безопасности. "В соответствии с нашим обязательством, закрепленным в статье 3 Вашингтонского договора, мы продолжаем укреплять нашу индивидуальную и коллективную способность противостоять нападению во всех формах. Мы добиваемся серьезного прогресса. Мы должны и будем делать еще больше", – заявили главы государств альянса.
Как пояснил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, в 2020 году траты на оборону увеличатся на 130 млрд долларов, а в 2024 году – на 400 млрд долларов по сравнению с 2016 годом. К каким же вызовам так серьезно готовится НАТО?
Российская "угроза"
Москва остается серьезной проблемой для НАТО, следует из итоговой декларации саммита. "Агрессивные действия России представляют собой угрозу для евроатлантической безопасности", – недвусмысленно сказано в этом документе. Члены НАТО намерены защищать свои границы и противостоять "ядерной опасности" со стороны России. "Мы принимаем и будем продолжать взвешенно и ответственно принимать меры в ответ на развертывание Россией новых ракет средней дальности, которые привели к прекращению действия Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и создают значительные риски для евроатлантической безопасности", пояснили они.
При этом альянс не планирует окончательно прекращать диалог с Москвой: "Мы остаемся открытыми для диалога, а также для конструктивных отношений с Россией, когда действия России делают это возможным", – говорится в декларации.
Вопрос отношений с Кремлем явно останется дискуссионным: и президент Франции Эммануэль Макрон, и глава США Дональд Трамп в ходе саммита заявляли, что видят необходимость в более тесном сотрудничестве с Россией. Даже президент Польши Анджей Дуда отметил, что не считает Россию врагом НАТО.
Однако вряд ли стоит надеяться на резкий разворот – страны Балтии, Великобритания, Канада и ряд других государств явно против такого оптимизма в отношении Москвы. Скорее всего, в ближайший год в отношениях России и НАТО все останется на своих местах.
Угроза терроризма
В декларации по итогам саммита угрозой был назван и глобальный терроризм, который "во всех формах и проявлениях остается неизменной угрозой для всех нас". Однако и здесь среди членов альянса есть разногласия по поводу того, какие именно организации нужно признать террористическими.
Турецкие власти настаивают на том, чтобы члены НАТО признали таковыми курдские формирования в Сирии. Были даже опасения, что без этого турки не поддержат план обороны Прибалтики и Польши, но, в конце концов, Анкара его одобрила. Часть же стран альянса не согласились с требованиями Стамбула – и это еще один пункт продолжающегося спора между союзниками и Реджепом Эрдоганом.
"Мне жаль, что у нас нет единого определения терроризма. Когда я смотрю на Турцию, – сейчас они сражаются против тех, кто сражается вместе с нами, кто сражался вместе с нами плечом к плечу против ИГИЛ (организация запрещена в РФ – прим. Baltnews). А иногда они даже сотрудничают с марионетками ИГИЛ", – заявил французский президент.
Члены НАТО, конечно, настороженно относятся к Турции и возмущены ее поведением. Но, как и в случае с Россией, формулировки относительно терроризма остались достаточно размытыми, и поле для маневра у союзников вполне свободно.
Господин Столтенберг отметил, что "обычно мы достигаем договоренности, но иногда у нас остаются разногласия. Главное, что мы можем их преодолеть и сосредоточиться на сути действий альянса". Так что стоит ожидать еще много споров, заявлений и, вероятно, компромиссов по поводу борьбы с терроризмом – и по поводу отношений со Стамбулом.
Усилившийся Китай
Прошедший саммит отметился и обсуждением потенциальных угроз, которые могут исходить от Китая. Заявления по поводу отношений с Пекином тоже были достаточно некатегоричными. Участники отметили усиление азиатской страны и возможные проблемы, связанные с этим, но признали, что с этим тоже можно каким-то образом работать.
"Китай стал очень сильным, гораздо более сильным, чем в прошлом", – заявил Дональд Трамп, отвечая на вопрос о росте внимания к активности Пекина со стороны НАТО. Рост китайского влияния должен заставить государства альянса проводить совместную политику в отношении КНР – но сделать это будет не так легко. Как минимум, у Восточной и Западной Европы есть разные точки зрения на взаимодействие с Китаем, так что альянсу придется серьезно поработать, чтобы сохранить декларируемое единство.
На саммите стран НАТО также утвердили космос в качестве пятой сферы операционной деятельности альянса и отметили, что собираются наращивать технологический потенциал для противостояния кибератакам и гибридным угрозам.
"Мы приняли решения повысить готовность наших сил к реагированию на любую угрозу в любое время, на любом направлении", – заверили они в итоговой декларации.
По итогам саммита можно констатировать, что раскола в альянсе все же нет, а есть разногласия той или иной степени серьезности между партнерами. И от их будущих действий зависит, удастся ли свести противоречия к компромиссу, или они лишь продолжат углубляться.
Основные направления деятельности были намечены – но многое зависит от поведения союзников. На политику НАТО может повлиять много факторов, но, вероятно, хрупкий баланс все же сохранится: заявления саммита весьма декларативны вроде слов Столтенберга о том, что Украина и Грузия обязательно будут членами НАТО, хоть четкие сроки этого пока неизвестны. Все преследуют собственные цели, однако степень вовлеченности союзников слишком велика, чтобы ожидать развала объединения.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.