Пиар-акция и мнимая солидарность: зачем Украине иностранные наемники

Украинский солдат в окопе
© AP Photo / Petros Giannakouris

Илья Круглей

Тема: Российская военная спецоперация на Украине

В феврале и марте многие наемники, бывшие военные, а также просто добровольцы из стран Запада отправились на Украину, чтобы воевать с Россией, однако сегодня многие из них говорят о разочаровании и спешно возвращаются на родину.

 

С начала спецоперации России на Украине ведутся не только точеные удары по силам противника и военные действия против нацбатальонов. Сегодня идет война и другого рода – информационная.

Пропаганда официального Киева постоянно внушает как местным жителям, так и иностранным гражданам, что у России вскоре закончатся ракеты, а украинская армия успешно проводит контрнаступление. Распространяя подобную информацию, в Киеве не только воодушевляют собственное население, но и привлекают иностранных наемников, которые не прочь повоевать и "пострелять в русских".

Но реальность отличается от фантазий украинских властей. Сегодня большинство иностранных наемников, которые приехали на Украину, осознали, что попали вовсе не на "сафари" (большой вопрос еще, кто тут жертва, а кто охотник), а все россказни Киева были заведомо ложными. Кто и почему приезжает на Украину воевать с "российским агрессором", и какую роль наемники играют в этом конфликте?

Бардак в рядах ВСУ

Украинская армия на протяжении последних восьми лет не отличалась идеальной дисциплиной, а в СМИ постоянно публиковали информацию о пьянстве, употреблении наркотиков, неуставных отношениях и дезертирстве военных. Теперь с этим столкнулись иностранные наемники, которые ранее приезжали на Украину в основном в качестве инструкторов и не подвергали свои жизни опасности.

В издании The Washington Post отмечают, что многие из тех, кто отправился воевать на Украину, уже вернулись домой, поскольку увидели в этой стране совсем не то, что ожидали. Например, ветеран Корпуса морской пехоты США, который сегодня находится дома, в штате Огайо, отмечает факты дезертирства и катастрофической не укомплектованности войск.

"Нам выдали противотанковое оружие и ракеты "Джавелин", но не было батарей для пусковой установки. Без источника питания оборудование было неработоспособным", – вспоминает наемник.

Также ветеран Корпуса морской пехоты США, который, кстати, ранее никогда не участвовал в военных действиях, но "провел время в Афганистане" в качестве контрактника, рассказал о том, как добровольцы из его отряда покидали свои посты после первого же обстрела.

"Двадцать добровольцев в отряде бежали, в том числе ветеран морской пехоты, который, похоже, сломал свой пулемет камнем в надежде выдать это за боевые повреждения. Еще один боец симулировал травму", – рассказал американский наемник.

Учитывая, как западные страны накачивали Украину оружием с самого начала спецоперации, появляется справедливый вопрос – почему такие случаи происходят? Как бойцам могли выдать заведомо неработающие противотанковые комплексы? Кандидат политических наук, директор Таврического информационно-аналитического центра Александр Бедрицкий рассказал, что мало просто отправить на Украину какой-либо тип вооружений, такие поставки должны быть скоординированы между разными странами Запада. 

"Западное оружие на Украине играет военно-тактическую роль, но не стратегическую. Если будут осуществляться поставки ракетных систем залпового огня HIMARS, о которых говорили американцы, тогда, возможно, что-то изменится. Проблема заключается в том, что сегодня все поставки вооружений на Украину идут не по линии НАТО, а от отдельных государств, входящих в этот блок. Это не коалиционная позиция Североатлантического альянса, и такое положение дел сказывается на качестве и количестве вооружений, ведь поставки не согласованы между собой. Например, на Украину направили 30 гаубиц одной системы, потом 10-20 другой, а БТР и БМП тоже из разных серий. Всю эту технику нужно обслуживать, необходимы запчасти", – отметил эксперт в беседе с Baltnews.

"Есть системы вооружений, которые востребованы Украиной и которые оказывают влияние на ход спецоперации, – это беспилотные летательные аппараты, ударные беспилотники, а также артиллерийские, ракетные, противотанковые системы и ЗРК. Это вооружение оказывает влияние, а вот все прочее, в том числе БТР и БМП, – уже меньше. Еще один важный момент – тяжелые типы вооружений и техника могут выходить из строя по разным причинам. Кто будет его чинить, и где будут брать запчасти, неизвестно", – добавил он.

Александр Бедрицкий считает, что поставки вооружений из стран Европы и США разрозненны и больше носят характер пиар-компании. Старый свет и Америка пытаются всеми миру показать, как помогают Украине, хотя, надо отметить, делают это не бесплатно. К тому же тут может быть и коррупционная составляющая. Например, когда американцы выходили из Афганистана, оружия, которое там осталось на бумаге, хватило бы, чтобы вооружить несколько армий. Можно предположить, что некоторые системы поставляются на Украину только на бумаге, а затем списываются якобы после авиаударов. 

Например, по документам на украинском складе десять "Джавелинов" (сколько их там на самом деле и были ли они там вообще, непонятно). Прилетела ракета от ВКС России, уничтожила склад. Официально "Джавелины" были, значит и кредиты по ним платить надо. Так и ВПК деньги получат, и концов не найти. Проверить все во время военных действий очень сложно, и этим будут пользоваться.

Всего лишь пиар, ничего личного

Официально на Украине нет иностранных военнослужащих. Более того, администрация президента США Джо Байдена пыталась отговорить своих граждан от участия в боевых действиях. По крайней мере, официально. Однако президент Украины придерживался диаметрально противоположной точки зрения и даже лично призвал иностранных добровольцев приехать в страну и присоединиться к сопротивлению против "российского агрессора". Точное число американцев, которые откликнулись на призыв, неизвестно. Однако в The Washington Post сообщают, что их примерно четыре тысячи.

Но стоит понимать, что самостоятельно, за собственные деньги, да еще и не получая в дальнейшем никакого дохода, на Украину едут единицы. Остальным нужна зарплата или хотя бы надежда на то, что ее можно будет получить. А те, кто решил поучаствовать в военных действия на Украине по собственной инициативе и за свой счет, очень быстро разочаровываются в происходящем, понимая, что это не похоже на сафари и их жизни угрожает опасность.

Ветеран немецкой армии в The Washington Post рассказал, что уже в первой миссии возникли проблемы со связью, поскольку рации прослушивались российскими военными, а дополнительных батарей не было. Приходилось полагаться на ничем незащищенные мобильные телефоны и держать связь через WhatsApp. После того, как они обменялись сообщениями, их позицию атаковала российская артиллерия.

Другой наемник – Микаэль – приехал из Франции, а потом бежал из Украины после того, как российские войска нанесли точечный удар по Ярославскому полигону на границе с Польшей, где была концентрация иностранных военных.

"Нашу базу, где мы подписали военный контракт с Украиной, только что уничтожили. Нас были десятки, остались только мы. Были сотни военных на этой базе, американцы", – сообщает Микаэль в ролике, который записал сразу после авиаудара.

После этого французского наемника видели сначала в Польше, а затем в Швеции. На Украину он так и не вернулся. Впрочем, как считает военный журналист, военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин в беседе с Baltnews, никакого тактического смысла от подобных военных все равно нет:

"Иностранные наемники на Украине – это пиар-акция и демонстрация солидарности с украинской армией. В этом основной смысл наемников. Тактические задачи они почти не выполняют. Да, среди наемников есть снайперы, но никаких спецзадач на них не возлагают, поскольку у Украины в этом плане есть свои специалисты".

По словам Литовкина, в страну, действительно, могут приезжать спецназовцы, однако их основной язык – английский, соответственно, размещать их в обычных подразделениях нельзя:

"Они просто не поймут команды и задачи, а ведь в бою некогда объяснять подробно и пользоваться словарем. Так можно подставить себя и других под пули. Конечно, наемников готовили во Львове, учили понимать украинский язык и команды, но в целом это мало на что повлияло".

"Для Украины участие наемников в ходе военных действий непринципиально. В этой стране прошло уже несколько волн мобилизации. Я не думаю, что так много иностранцев приезжает на Украину. По некоторым данным, называются цифры в шесть-семь тысяч, но этого не ощущается. Говорили, что на "Азовстали" их около 400, но в итоге их никто не видел. Из подвалов вышли около сотни, включая четырех инструкторов, которых никто так и не показал, поэтому официально это подтвердить невозможно", – отметил эксперт.

Виктор Литовкин считает, что иностранные наемники в любом случае не играют решающей роли в ведении боевых действий. Это просто демонстрация поддержки, как и поставки оружия. И точно так же это все является бизнесом. Кто-то платит этим наемникам, и это точно не Украина. У Киева нет денег ни на вооружение, ни на зарплату наемников. Эта страна сейчас пытается расплатиться с западными кредиторами зерном, но где они будут брать деньги в дальнейшем, неизвестно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме