В последний день февраля сеть розничной торговли IKI убрала со стеллажей прессу, принадлежащую издательскому дому Respublika.
Представитель администрации Вайда Будрене объяснила, что решение принято "по многочисленным просьбам клиентов": "На нас обрушилась лавина негативных отзывов. Покупатели очень недовольны позицией, занимаемой газетами Vakaro žinios (Новости Запада) и Respublika. Они в условиях надвигающейся большой войны продолжают критиковать руководителей государства вместо того, чтобы поддержать их усилия, сплотить общество, готовить его к отпору агрессии со стороны Москвы".
Так ваше слово отзовется
Новость оказалась ожидаемой, поскольку двумя днями раньше, 26 февраля, официальная власть приняла решение закрыть газету Laisvas laikraštis (Свободная газета) и тоже "по многочисленным просьбам трудящихся". Такое впечатление, что населению больше делать нечего, кроме как на лавочках наслаждаться забытым запахом графитовой типографской краски.
На самом деле все упирается в преступление издания. Редакция задалась закономерным вопросом: почему Литва ввела чрезвычайное положение, а граничащие с Украиной Польша и Молдавия такого шага не сделали? Едва статья появилась, репрессии в адрес издания ответили, с какой целью появилось ЧП.
Что касается группы Respublika, ее владелец Витас Томкус давно не нравился политикам из правящего блока. Его газеты много писали о политических скандалах, разоблачали экономические сделки сомнительной ценности, высмеивали склонность депутатов Сейма и членов кабинета министров уделять чрезмерное внимание и патронировать ЛГБТ+ сообщество с его сомнительными ценностями.
Если бы Томкус не являлся записным националистом и антисемитом, его вполне можно было бы назвать журналистом и редактором коммунистического толка. Зубы на него точили долго консерваторы. А разделались за статью, в которой была сделана попытка разобраться, сколько раз Москва на официальных международных площадках и в заявлениях первых лиц предлагала Киеву прекратить войну на Донбассе.
Такие задачки со звездочками в Литве нынче не в моде. Что характерно, появились люди, которые "отдали названным СМИ много лет, работали в прекрасных творческих коллективах, которые всегда стояли на страже интересов Литвы". И далее: а нынешние подонки только и думают, как положить в карман побольше кремлевских денег.
Председатель союза журналистов Литвы, тефлоновый воблер Дайнюс Радзявичюс тоже когда-то ушел из газеты, выступив против "неуважения и унижения нации. Общественное презрение – лучшее порицание для редакции".
Вторая группа "бывших журналистов" считает, что выгодные кремлевской пропаганде провокационные вопросы могут впредь возникать неоднократно, поэтому предлагает чохом прихлопнуть все неблагонадежные СМИ, а на русском языке – в первую очередь.
Их легко пересчитать на пальцах одной руки. Все аморфные, забитые, беззубые. Острых вопросов старательно избегают, постоянно демонстрируя избыточную лояльность официальной точке зрения. Трудно поверить, что даже все вместе русские газеты могут представлять из себя какую-то угрозу.
Будет печально, если введут какие-либо санкции. Владельцы, едва сводящие редакционно-типографские концы с концами, вряд ли смогут продолжать работу. Вы спрашиваете, возможно ли подобное в "типа демократической стране?". Вполне. Запретили, к примеру, руководству и коллективу клайпедской городской радиостанции "Радуга" использовать в эфире контент, созданный в РФ? Постоянные слушатели публично возмущались, но из редакционных никто даже не пискнул.
Спекуляции на чувствах
Правительство эксплуатирует в своих интересах самые тонкие движения человеческой души. Например, просит жителей Литвы сдавать кровь в пользу нуждающихся украинцев. Кто окажется получателем, не сообщается "в интересах двух государств". Но какая здесь может быть военная тайна. Или кровь продадут в Германию, как не раз было прежде?
В Литве открыта запись врачей-специалистов, среднего и младшего медперсонала для участия в командировках в тыловые районы Украины. Людей цинично подставляют, поскольку никто не в состоянии дать гарантии, что тыл сегодняшний не станет линией фронта завтра. Нет ни дополнительных страховок на случай ранения или увечья, ни гарантий на случай потери кормильца и так далее.
По просьбе местного отделения Красного Креста и других международных организаций рядовые литовцы собрали такое количество гуманитарной помощи (одежды, одеял, палаток и так далее), что едва разместится на 50 грузовиках. Кто, когда и каким образом доставит вещи на Украину? Желающих пока не наблюдается. Плохо, если вещи, пожертвованные не самыми состоятельными людьми, останутся пылиться на заброшенных складах.
Украинцы просят помочь продуктами питания. Такая левая контора, как "Продовольственный банк", тут же развернула гиперактивную агитацию. Подают там мало. В основном подсолнечное масло, самые дешевые рыбные консервы, сахар, соль. Чья-то сердобольная рука положила в контейнер скромненькую коробочку конфет.
Давайте спросим себя: а что послать? Свежее мясо, рыба, сливочное масло, яйца не доедут до получателей (март все-таки), хлеб, молоко, овощи, фрукты тоже. Колбаса и другие копчености с хорошим сроком годности вполне транспортабельны, но они в Литве недешевы и, наверное, далеко не каждый балуется этими деликатесами самого нижнего потребительского уровня.
Агенты "Продовольственного банка" просят вместо продуктов деньги, но люди отворачивают лица. Наверное, не хотят оказаться обманутыми. Даже подписант Акта независимости от 11 марта 1991 года Зигмас Вайшвила предупреждает: не надейтесь на порядочность посредников. Раз уж решили пожертвовать деньги, несите их в посольство под жовто-блакитным прапором. Там разберутся.
Но самая большая афера – запись добровольцев для участия в боях на стороне Киева против частей и подразделений российской армии. Это масштабное представление стоило немалых средств.
Уже развернуты рекрутские депо, куча молодых бездельников в камуфляже у компьютеров занимаются непонятно чем в ожидании контингента. Однако даже самые рьяные крикуны не торопятся умирать за чужие интересы. По меньшей мере, не доводилось слышать о зарегистрировавшихся добровольцах. Разве что пожизненно осужденные согласятся на такую опасную авантюру.
Вот таким оказалось начало весны в Литве. К слову, дамы волнуются: отважатся ли мужчины поздравить их с Международным женским днем 8 марта? Ведь это как бы праздник "оккупантов" и "агрессоров". Но так хочется цветов, слов нежных и любви.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.