Европа опасается очередного миграционного кризиса. Угроза нового потока беженцев в страны ЕС возникла после событий в Афганистане, где 15 августа 2021 года, сразу после вывода американских войск из страны, боевики радикального движения "Талибан" (организация запрещена в РФ) объявили о захвате полного контроля над страной.
Однако ответственность за начало еще одного миграционного кризиса руководство Евросоюза возложило не на Вашингтон, а на Республику Беларусь (РБ). "Власти Белоруссии буквально вытолкали людей к европейским границам. То, что происходит – это гибридная атака, цель которой дестабилизировать Европу", – заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Операция "Гибрид". Литве всюду мерещатся "уши" Белоруссии >>>
Впрочем, голословными обвинениями в ЕК не ограничились. Урсула фон дер Ляйен предложила внести изменения в миграционную политику в Шенгенской зоне, объясняя это необходимостью помочь Литве и Латвии, которые якобы так отчаянно борются с наплывом беженцев на границе с Белоруссией.
Защита нужна не границам, а рынкам труда
Страны Евросоюза начинают предпринимать шаги, которые позволят защитить свои границы. Национальные правительства усиливают контроль на таможнях, а наднациональные структуры подготавливают почву для изменения законодательства ЕС.
Но как реформы в политике пограничного контроля между странами ЕС повлияют на миграционный кризис? Чего реально сможет добиться Евросоюз, если реформирует Шенген? На эти вопросы в беседе с Baltnews ответил исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов.
"Наверное, Евросоюзу мало рухнувшей туристической отрасли, раз в ЕК собираются реформировать Шенгенскую зону. В ЕС уже развалили академический и образовательный туризм, а теперь хотят окончательно добить свой рынок труда", – отметил эксперт.
"Скорее всего, это делается для давления на Белоруссию и Россию. Евросоюз хочет таким образом ограничить возможность получения рабочих виз для россиян и белорусов. Но если для РФ это не критично, то для граждан РБ это действительно важно. По сути, таким шагом ЕС покажет, что ему проще работать с потоком нелегальных мигрантов, чем с вменяемыми рабочими, имеющими необходимые документы", – рассказал Вячеслав Данилов.
Выходит, этот шаг направлен исключительно против Белоруссии, а беженцы из Афганистана – всего лишь повод. Переделывать принципы Шенгенской зоны, чтобы защитить себя от наплыва мигрантов, бессмысленно.
Антироссийская истерия нужна Западу из-за провала в Афганистане >>>
"Шенген на нелегалов не распространяется. Я думаю, здесь есть обычная неолиберальная логика – лучше загнать в ЕС побольше крайне дешевой рабочей силы, бесправных мигрантов, чем приглашать специалистов с Востока, которые отнимают рабочие меcта у местного пролетариата и белых воротничков", – заключил Вячеслав Данилов.
Урсула фон дер Ляйен заявила, что ЕК будет всячески поддерживать страны Прибалтики в сегодняшней ситуации, когда Минск "толкает мигрантов к границам". Однако на практике Еврокомиссия отказалась финансировать создание заграждений в Литве на границе с Белоруссией. Миграционный кризис в балтийских странах послужил лишь поводом для введения негласных санкций против РБ.
Невидимый поток беженцев
Сегодня многие непопулярные решения можно списать на угрозу нового миграционного кризиса. Но уровень опасности, о котором сегодня говорят в Брюсселе, если взглянуть на факты, вызывает определенные сомнения.
Напомним, во время миграционного кризиса в 2015 году в страны Евросоюза только официально прибыло 1,3 млн беженцев, которые обратились к властям с просьбой о предоставлении убежища. Почти 200 тысяч из них были выходцами из Афганистана.
Конечно, в реальности этот показатель значительно больше, ведь в нем не учитываются нелегальные мигранты, которые находятся в странах ЕС без необходимых документов. Однако текущий наплыв беженцев из Афганистана нельзя сравнивать с кризисом 2015 года.
До конца года около полумиллиона человек могут покинуть Афганистан, сообщил Deutsche Welle, ссылаясь на заместителя верховного комиссара ООН по делам беженцев Келли Клементс. Конечно, показатель весьма значительный, но все же далек от 2015 года.
Выходит, в 2021 году в страны ЕС устремится всего на 300 тысяч больше афганцев, чем в разгар первого миграционного кризиса. Это при условии, что прогноз ООН сбудется.
Но сегодня государства-члены Евросоюза намерены проводить более жесткую политику в отношении беженцев. Канцлер Австрии Себастьян Курц сразу обозначил, что его государство не будет пропускать мигрантов из Афганистана на свою территорию. Политик также добавил, что его государство намерено оказывать помощь афганцам исключительно в их собственной стране.
Другие государства-члены ЕС тоже готовят гуманитарную помощь, но не торопятся открывать свои границы для беженцев. При этом правительства некоторых европейских держав вообще стали "закручивать гайки". К примеру, власти Дании планируют ввести для мигрантов новый закон, согласно которому они будут получать социальные пособия, только отработав на благо общества 37 часов в неделю.
"Слабый проект". Афганистан показал все изъяны ЕС как организации >>>
В ЕС пытаются оперативно реагировать на угрозу нового миграционного кризиса, в том числе обвиняя Белоруссию. Однако на деле этот кризис пока так и не наступил. Сообщений о десятках тысяч афганских беженцев, штурмующих границы стран ЕС, до сих пор нет.
Более того, если мигранты и достигнут границ государств Европы в таком количестве, о котором говорится в докладе ООН, идти они будут не через Белоруссию.
Как отмечает Council on Foreign Relations (американская аналитическая НПО), большинство выходцев из Афганистана, покидая страну, отправятся в соседние Иран и Пакистан. Еще в 2020 году в этих странах насчитывалось 2,2 млн зарегистрированных афганских беженцев.
Почему реформируют Шенген
В своем заявлении Урсула фон дер Ляйен отметила, что изменение в политике Шенгенской зоны будут внесены не только из-за стран Балтии, которые якобы страдают от гибридной атаки Белоруссии. По ее словам, подобная ситуация может возникнуть и на границах с другими странами, поэтому необходимо реформировать Шенген и "искать новые пути для того, чтобы отвечать на агрессию".
Как рассказал вице-президент РАПК (Российская ассоциация политических консультантов) Андрей Максимов, изменения в политике Шенгенской зоны назрели давно, а ситуация на белорусско-литовкой границе всего лишь послужила поводом.
"Пандемия коронавируса показала, что система Шенгена достаточно ущербна с точки зрения мгновенного реагирования на глобальные угрозы на территории ЕС. Сегодня страны Евросоюза не могут ввести карантин по примеру того же Китая, который может легко изолировать одну из своих провинций. В физическом правовом поле Европа понесла огромный урон, так как свобода передвижения позволяет распространяться инфекции. Программа по реформированию Шенгена не связана напрямую с белорусско-литовскими отношениями", – отметил эксперт.
Изменения в политике Шенгенской зоны никак не связаны ни с афганскими беженцами, ни с защитой литовский границ от белорусской "агрессии", которая якобы выталкивает нелегалов в страны Балтии. В Еврокомиссии просто увидели повод, который позволит Брюсселю решить давно назревшую проблему, а также мимоходом немного усложнить жизнь выходцам из РБ.
Литва, Латвия и Эстония вряд ли могут надеяться на реальную поддержку в вопросах защиты своих границ от мигрантов.
Уже сегодня видно, как власти почти каждой страны ЕС принимают собственные решения для защиты от потока беженцев, а не ждут команды из Брюсселя. Это в очередной раз показывает отсутствие единства среди стран-членов Евросоюза, а также прямо указывает, что с беженцами Прибалтике придется справляться самостоятельно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.