C 17 по 19 сентября в Российской Федерации проходили выборы в Государственную думу. За ходом выборов наблюдали и международные наблюдатели из многих стран мира.
Всего приехали 245 наблюдателей из 59 стран Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. Среди них были и представители Прибалтики: Руслан Панкратов и Евгений Король из Латвии, Эдикас Ягелавичюс – из Литвы, Алиса Блинцова – из Эстонии.
14–15 сентября они участвовали в конференции "Роль гражданского общества в обеспечении демократических стандартов организации и проведении выборов". Наблюдатели из Латвии и Литвы уехали в Красноярск, а Алиса Блинцова осталась работать в Москве.
После выборов все они согласились поговорить с Baltnews и ответить на актуальные вопросы.
Сначала я (автор Гедрюс Грабаускас – прим. Baltnews) встретился с наблюдателем из Эстонии, заместителем председателя Левой партии Алисой Блинцовой.
– Г-жа Блинцова, расскажите про сам избирательный процесс и как проходили выборы?
– За три дня мы посетили 15 избирательных участков. Беседовали с членами избирательных комиссий, с местными наблюдателями от разных партий. Первые два дня явка была низкой, но на третий день выборов уже увидели много людей, которые пришли голосовать.
Важный момент – впервые в России применяется электронное голосование. Слышала мнение, что не все доверяют такому формату, но вот многие члены комиссий нам сказали, что они выбрали именно такую форму волеизъявления. Поскольку я не заметила серьезных нарушений, то могу ответственно заявить, что выборы свободные.
Затем я поговорил с председателем латвийской партии "Действие" Русланом Панкратовым.
– Г-н Панкратов, вам пришлось как международному наблюдателю побывать на выборах в разных странах мира. Скажите, почему Запад решительно настроен не признавать итоги выборов в Белоруссии и в России?
– Да, такая тенденция очевидна. Хотя мы лично убедились, что выборы проходили в свободной атмосфере. Конечно бывали мелкие нарушения, но такие нарушения бывают во всех странах мира.
Запад выбрал коварную тактику по непризнанию результатов выборов в Белоруссии, в России с целью вести кампанию ненависти к тем странам. Это явное проявление холодной войны, которая де-факто развязана с начала 2014 года.
На вопросы согласился ответить и член правления Социалистического Народного фронта Литвы Эдикас Ягелавичюс.
– Г-н Ягелавичюс, с каким настроением поехали наблюдать за выборами в Россию? Не побоялись ехать в страну, где, по словам крайне правых сил Прибалтики, "диктатура" и "жестокий кремлевский режим"?
– В Россию я ездил довольно часто, уже давно не был тут только из-за особого режима пересечения границы, введенного из-за пандемии.
Честно говоря, у меня были некоторые опасения из-за этих литовских крайне правых сил и спецслужб. Я сомневался, ехать ли, но в итоге решился.
Ничего плохого ведь не делаю, как раз важно наблюдать за выборами. Интересно убедиться самому, как проходят они в стране с "жестоким режимом". Тем более если не будет наблюдателей, то такие выборы, конечно, пройдут с недостатками.
– С 10 сентября вы побывали в разных городах России, были в Москве, Красноярске. Каким вам показался уровень жизни в РФ?
– Да, я побывал в Москве и в Красноярске. Москва – очень чистый город, особенно по сравнению с Брюсселем и Амстердамом. Хотя я слышал разговоры о бешеных московских ценах, но уверенно могу сказать: цены на продукты питания гораздо дешевле, нежели в том же Брюсселе или в Литве.
В Красноярск я приехал впервые и был приятно удивлен, насколько это чистый город, поразило большое количество строящихся домов.
Люди, конечно, живут по-разному, но ведь и сейчас в Западной Европе экономика буксует. Фактически не заметил особой разницы в уровне жизни между так называемой развитой Европой и Россией.
– Что вы можете сказать о выборах? Как они проходили?
– В течение трехдневного голосования мы посетили 20 избирательных участков в Красноярске. Были мелкие жалобы от людей по разным поводам, но их решали члены избирательных комиссий. Я заметил, что секретари на местах голосования очень ответственные и корректные.
Вот конкретный случай – видел, как глухонемая женщина пришла в участок и растерялась, не знала, как правильно оформить бюллетени, но секретарь помог. Женщина проголосовала и ушла довольная.
Заметил, что везде установлено видеонаблюдение, впервые увидел электронные урны. Могу точно заявить, что избирательный процесс проходил свободно, серьезных нарушений мы не заметили. В Красноярске присутствовали шесть международных наблюдателей: три из Боснии, два из Латвии, и я – из Литвы.