Старший научный сотрудник центра европейских исследований института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Владимир Оленченко рассказал, чем могут быть мотивированы заявления Турции о пересмотре сделки с Евросоюзом по мигрантам, а также поделился мнением о возможных требованиях Анкары к Брюсселю в случае большого притока беженцев из Афганистана.
"Проблема миграционного кризиса вполне реальная, потому что, по данным ООН, на территории Афганистана фиксируется 3,4 млн перемещенных лиц, то есть лиц, которые покинули свои места жительства и переместились в другие места. В принципе, это потенциал тех, кого можно назвать беженцами. В сложившейся ситуации много неясного и вполне можно ожидать [что мигранты из Афганистана отправятся в Европу], – рассказал ученый.
Кроме того, Оленченко отметил, что каналом движения афганских беженцев могут стать уже существующие каналы, так как миграционные каналы не формируются стихийно. Как правило, в странах транзита или приема мигрантов есть заинтересованные люди или организации, которым выгодны миграционные потоки.
"Ими (мигрантами – прим. Baltnews) управляют те люди, которые зарабатывают на этом деньги, потому что беженцев нужно сориентировать, нужно помочь купить билеты, пообещать встречу по месту прибытия и в общем-то миграционный кризис в Европе 2015–2016 годов показал, что в этой сфере обращаются большие объемы денег и есть много заинтересованных людей", – подчеркнул эксперт.
Владимир Оленченко отметил, что и раньше миграционные каналы с Ближнего Востока проходили через Турцию. Беженцы прибывали в Турцию, аккумулировались там и потом растекались по соседним странам, в том числе и в Европу через Грецию. В Турции хорошо видят и понимают сложившуюся ситуацию и вполне ожидают, что афганские беженцы решат отправиться в Европу через Турцию. Также эксперт отметил, что, требуя пересмотра сделки с ЕС, руководство Турции может руководствоваться тремя мотивами.
"Первый мотив: те беженцы, которые двигались из Сирии и которых в Турции притормозили. Тогда Евросоюз выплатит компенсацию, но тогда это называлось "деньгами на содержание беженцев", чтоб они не двигались дальше в Европу. Было выплачено 3 млрд, а всего сумма должна была составить 6 млрд. Не исключено, что и на сей раз Турция предупреждает Европу, что если Европа хотела бы избежать волны беженцев, то ей придется раскошелиться", – рассказал Оленченко в беседе с Baltnews.
Второй мотив может быть связан с пандемией коронавируса. Турция находится в числе тех стран, где фиксируется высокий уровень распространения Covid-19 и появление большего числа людей увеличивает нагрузку на систему здравоохранения. Соответственно, Турция в этом не заинтересована, и она может требовать денег для решения данной проблемы.
"Есть и политический аспект. Более 10 лет назад Турция обратилась в ЕС с тем, чтобы ее приняли в состав Евросоюза и 10 лет эта тема не получает движения. Не исключено, что турки напомнят об этом Еврокомиссии и могут поставить условие, что либо активизируют вопрос (о принятии Турции в ЕС – прим. Baltnews), либо Турция отстранится от решения проблемы мигрантов в Европе", – подытожил Владимир Оленченко.
Напомним, что на фоне развития миграционного криза на восточном фланге ЕС в Литве министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что соглашение о беженцах между Турцией и Европейским союзом от 2016 года нуждается в обновлении, чтобы включить безопасное возвращение сирийских и афганских беженцев обратно в свои страны.
"Что касается афганцев, сотрудничества не будет, если будет такое понимание, как "мы платим вам, чтобы вы держали беженцев", – заявил Чавушоглу на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Нидерландов Сигрид Кааг в Анкаре в четверг.