Спустя 76 лет после завершения Второй мировой войны исследователи и историки до сих пор продолжают искать ответы и спорить о том, почему католическая церковь в Литве не высказывалась против геноцида евреев.
По словам историка Регины Лаукайтите, несмотря на то, что в список людей, спасавших евреев в Литве во время Второй мировой войны, вошли около 150 священников, существует мало доказательств того, что действительно все эти люди помогали евреям.
"Когда смотришь, что это за люди, начинаешь сомневаться. Когда вы проверяете конкретного священника, вы часто не можете найти никаких доказательств того, что он действительно способствовал спасению или что он даже жил там, где указано, что он сделал. Может быть, он знал [где прячутся евреи] и не выдавал это немцам, но не было прямой помощи, такой как укрытие или поиск убежища", – цитирует историка LRT.
Лаукайтите рассказала, что знаменитый миф о том, что католические священники начинали бить в колокола для того, чтобы заглушить звуки расстрелов евреев, вероятнее всего, являются вымыслом, так как такого звона было бы недостаточно для того, чтобы заглушить звуки выстрелов.
По мнению историка Арунаса Стрейкуса, "молчание священников в Литве не является чем-то исключительным, учитывая, что даже Папа [Римский] не решался открыто осудить холокост". "Исторические записи показывают, что большинство литовских епископов предпочитали не говорить о холокосте. Одной из причин могло быть то, что нацисты ограничили право на протест", – отметил эксперт.
"У церкви также есть неформальные методы общения и большое влияние в сообществах. Однако, на мой взгляд, эти закрытые методы не использовались. Например, в городах евреев сначала загоняли в синагоги, во временные гетто. Местные священники могли сплотить общину: давайте им [евреям – прим. Baltnews] поможем, принесем еду, давайте не будем красть их имущество…" – заявил историк.
По словам Регины Лаукайтите, священники могли бы сказать людям, что воровство у их соседей противоречит христианскому учению, но они упустили свой шанс, и вскоре начались массовые убийства. Она отметила, что некоторые священники осуждали литовцев, участвовавших в массовых убийствах, однако нацисты их либо застрелили, либо арестовали.
Историки напомнили, что люди дважды просили каунасского архиепископа Сквирецкаса встать на защиту евреев, но он отказался. "К нему впервые обратились в конце июня [1941 года], его реакция была такова, что это может нанести вред церкви и настроить немцев против них. Тогда архиепископ предложил пойти в Красный Крест", – рассказала Лаукайтите.
Кроме того, еврейская община Каунаса обратилась за поддержкой к епископу Бризгису. Во время войны он был посредником между Литовской католической церковью и нацистами. Согласно записи в дневнике Сквирецкаса, Бризгис также отказался помочь, заявив, что священники сами пострадают за защиту евреев.